1 и 3 склонение имен существительных. Cклонение существительных в русском языке: правила и примеры. на твердый согласный

1 и 3 склонение имен существительных. Cклонение существительных в русском языке: правила и примеры. на твердый согласный

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы поговорим про типичные ошибки,которые совершают иностранцы, изучающие русский язык. Одной из таких ошибок является путаница в окончаниях при склонении существительных. Но прежде,чем мы перейдем к разбору ошибок, хочу напомнить,что в русском языке все существительные делятся на 3 типа склонения. Склонение представляет собой изменение существительных по числам и падежам. В русском языке род делится на 3 вида: женский, мужской и средний род. В предыдущих статьях я говорила и про общий род, который тоже вызывает сомнения у иностранцев. Для того,чтобы правильно просклонять имя существительное по падежам, необходимо определить род и тип склонения. В русском языке всего 3 типа склонения и к ним относятся существительные следующего рода:

1 склонение Окончания Пример
Женский род -а, -я Акула / Земля - a shark / a ground
Мужской род -а, -я Дядя / Дедушка - an uncle / a grandpa

2 склонение Окончания Пример
Средний род -о, -е Седло / Море - a saddle / the sea
Мужской род нулевое Бык / Угол - a bull / a corner

3 склонение Окончания Пример
Женский род нулевое Ветвь / Гладь - a branch / a smooth surface

Чтобы правильно просклонять существительное, необходимо сперва определить род, посмотреть на окончания в именительном падеже (это та форма, которая дается в словаре), единственном числе и таким образом, определяем склонение, например, из нашей таблички видно,что слово "земля" женского рода, во-первых, в этом слове окончание -я, а мы знаем,что окончания -а/-я обычно в русском языке относятся к женскому роду. В именительном падеже, единственном числе данное слово остается в форме "земля". Соответственно, окончание -а/-я женского рода и относится к 1 склонению.

А теперь посмотрим, как изменяются существительные 1 склонения по падежам и какие окончания обретает слово в том или ином падеже. У нас всего 6 падежей, чтобы запомнить их было легче, представим такое предложение:

И ван Р убит Д рова, В арвара Т опит П ечку - Ivan is chopping wood, Varvara is heating an oven.

Обратите, пожалуйста, внимание на первые буквы каждого слова в данном предложении, они начинаются с тех же букв, что падежи в русском языке и чтобы вам было легче их запомнить, придумали такое забавное русское предложение, а ниже представлены наши падежи:
И менительный
Р одительный
Д ательный
В инительный
Т ворительный
П редложный

В русском языке каждый падеж имеет свой вопрос, чтобы легче было просклонять слова, но я считаю,что и иностранцу необходимо их знать, тем более,если уровень у вас неплохой, то это станет неплохой опорой. Я рекомендую также использовать слова-помощники, например:

Давайте просклоняем для примера слово "заря" 1-го склонения, женского рода (так как окончание -я)

Таким образом, мы видим из примера, что существительное "заря" меняет свое окончание в зависимости от падежа. Рассмотрим, какие окончания имеют слова 1-го склонения женского рода:

А теперь рассмотрим, какие окончания имеют существительные 1-го склонения мужского рода оканчивающиеся на -а/-я :

Итак, как видно из таблички, у существительных 1-го склонения мужского рода такие же окончания,как и у существительных 1-го склонения женского рода, что облегчает задачу изучающим русский.

Многие знают термин «склонение» ещё с начальной школы. Сразу вспоминаются правила склонения, падежи, таблица окончаний, примеры. Давайте обо всём по порядку.

Склонение - это изменение именных частей речи по числам, родам и падежам. Имя существительное может изменяться только по числам и падежам.

Вконтакте

Одноклассники

Этим термином также называется тип словоизменения, который предполагает определенные грамматические формы, или парадигму.

Падежи

Прежде, чем приступить к изменению слова по падежам и числам, нам нужно освежить знания. Как разные части речи согласуются между собой? С помощью падежа, то есть грамматической формы слова. Именно благодаря ей, имя существительное соединяется с другими словами в словосочетание. Вспомним вопросы шести .

Число

Склонение предполагает изменение слова не только по падежам, но и по числам . Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа. Например, тетрадь - тетради, стол - столы. Но есть исключения. Так, у некоторых существительных есть только форма единственного (нефть, гордость, чистота, мошкара) или множественного (шахматы, румяна, ножницы, каникулы) числа.

Все существительные принято разделять на группы, в каждой из которых будут свои окончания при изменении слова по падежам и числам.

Какие существительные относятся к I, II и III склонениям? Чтобы облегчить запоминание, приведём информацию в виде схемы:

Проиллюстрируем различия этих типов словоизменения. В таблице представлены парадигмы для каждого склонения.

Слова, приведённые в таблице, могут использоваться в качестве опорных, так как имеют ударное окончание. В формах родительного, дательного и предложного падежей в безударной позиции наблюдается совпадение окончаний. Поэтому правописание букв е и и в окончаниях этих косвенных падежей является одной из сложных тем для школьников. Запомнить табличку не всем под силу, а выучить несколько опорных слов для проверки намного проще. Нужно лишь определить склонение слова, в написании которого есть сомнения, и подставить вместо него опорное. Нужное окончание найдено.

Необходимо вспомнить правило склонения существительных на -ия, -ие, -ий . Увидев их, ученики относят к одному из уже описанных видов склонения, но это неверно. Эти слова являются исключением и будут оканчиваться на -ии в том случае, когда по правилу должно писаться -е. Например, он рассказал о лекции (не как «о воде»); я был в планетарии по рекомендации моих друзей (хотя «о слоне» и «стране»).

Парадигмы разносклоняемых существительных

  • Существительные, изменяющиеся по местоименному типу . Есть несколько лексем, которые были образованы с помощью перехода частей речи от местоимений, или склоняются как местоимения. Например, девичья, ничья и др.

Чтобы правильно просклонять слово, нужно:

  1. определить, к какому типу склонения относится словоформа;
  2. вспомнить или посмотреть парадигму;
  3. в сомнительных случаях воспользоваться опорным словом (для I, II, III склонений).

Примеры:

Класс: 4

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
  • Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
  • Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование:

  • презентация к уроку,
  • блоки обратной связи,
  • карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

2. Проверка домашней работы.

3. Оформление рабочей записи.

Откройте тетради, запишите число, "классная работа".

4. Минутка чистописания. (На доске)

Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

(Строчные буквы в, л, т, д)

Назовите соединения.

(Нижнее, верхнее, нижнее)

Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.

(л - непарная согласная, т - обозначает глухой звук)

5. Словарная работа.

Переходим к повторению словарных слов.

5.1. Устная работа.

Покажите с помощью блоков обратной связи пропущенную букву.

  • д:орога
  • л:сица
  • г:зета
  • х:зяйство
  • л:пата

5.2. Письменная работа.

Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)

Взаимопроверка.

  • "5" - нет ошибок
  • "4" - 1 ошибка
  • "3" - 2 ошибки
  • "2" - 3 и более ошибок

Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

6. Сообщение цели урока.

Какой частью речи являются записанные слова?

(Имя существительное)

Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.

(Дательный падеж)

Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

7. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

(Юра, Витя)

Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

Выделите в них окончания.

Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

8. Работа с правилом.

Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.

Кто попробует рассказать правило наизусть?

9. Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.

10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

11. Физминутка.

Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)

Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)

Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)

Ящик на коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)

Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)

Много рук, а нога одна.
(Дерево)

Колюч, да не ёж.
(Ёрш)

Шесть ног без копыт,
Летит - жужжит,
Упадёт - землю роет.
(Жук)

По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)

Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)

Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)

12. Работа с учебником.

Прочитайте задание к упражнению.

(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

Какие задания мы должны выполнить?

(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

Работа с комментированием.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

13. Разноуровневая самостоятельная работа.

Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

Проверка.

14. Итог урока.

Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

Это мы изучим на следующих уроках.

Список используемых ресурсов.

  1. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
  2. www.wikikurgan.orbitel.ru
  3. festival.1september.ru "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей
  4. Я.Ш. Гараева "Поурочные разработки по русскому языку" - Москва; "Вако" - 2007 г.
  5. Т.Г. Рамзаева учебник "Русский язык" 4 класс - Москва "Дрофа"

Многие из нас еще со школьной скамьи помнят, что называется склонением. Но воспроизвести все нюансы, связанные с ним, будет под силу далеко не каждому. А ведь знание правил, связанных со поможет не совершать нам орфографических ошибок в дальнейшем.

Что такое склонение

Практически каждая самостоятельная (за исключением наречий и деепричастий) может изменяться по своим правилам. лицам и числам, спрягаются, а именные части речи склоняются. Что же это значит? Склонение слов - это способность существительных, прилагательных, числительных и причастий изменяться по:

  1. Родам (мужской, средний, женский, кроме им. сущ.).
  2. Числам (единственное и множественное).
  3. Падежам.

Известный многим свод русских правил «Грамматика-80» по-другому объясняет, что называется склонением. Он предлагает определять его как изменение класса слов по падежам. Какой из терминов ближе и что называется склонением, каждый волен выбирать сам.

Падежи имен существительных

Исходя из определения склонения в русском языке, нам нужно вспомнить, что такое падеж. Им называют грамматическую форму, связывающую любое со словами других частей речи. Падеж показывает, как именно согласуются между собой части речи.

Долгое время падежная система была подвержена изменениям. В древнерусском языке насчитывали не шесть, как в наше время, а семь падежей. Еще один называли звательным. На сегодняшний день он уже упразднен, и теперь их осталось 6.

  • Именительный. Особенный падеж, поскольку только его называют прямым (кто?что?), остальные - косвенные. В форме им. пад. выступают подлежащие в предложениях. Еще одна его особенность: он является начальной формой для именных частей речи.
  • Родительный. Эта форма отвечает на вопросы Кого? Чего? Чтобы не спутать его с другими падежами, можно подставлять вспомогательное слово «нет»: кот - им. п, (нет) кота - род. п.
  • Дательный. Этот падеж назван так, потому что отвечает на вопросы Кому? Чему? Склонение слов будет проще, если подставить слово «дать»: коту - дат. п.
  • Винительный. Довольно спорная форма. Имеет схожий с именительным для неодушевленных предметов - Что? Правда, по отношению к живым существам задают вопрос Кого? Слово «винить», подставленное к проверяемому им. сущ., поможет вам запомнить правила склонения: (винить) кота - вин. п.
  • Творительный. Особый падеж. Отвечает на вопросы Кем? Чем? Проверочное слово для него - «творить»: котом - тв. пад.
  • Предложный. Форма, отвечающая на вопросы О ком? О чем? Для легкого запоминания подставляем слово «думать»: о коте - предл. п.

Число

Мы вспомнили падежную систему, которую изучает русский язык. Склонение же зависит еще и от категории числа. Их в нашем языке всего два - единственное и множественное. Почти все имена существительные имеют обе формы. Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Некоторые слова употребляются только в одной-единственной форме. Пример тех, у которых есть только единственное число: солнце (ну, это логично, оно существует в одном экземпляре), молоко, листва, шоссе (оно иноязычное).

Но русский язык настолько разнообразен, что имеет в своем арсенале слова, употребляющиеся лишь во множественном числе. Пример: ножницы, брюки, очки, часы, люди.

Склонения в русском языке могут осуществляться в формах ед. ч и множ. ч. Например:

Ед. ч. Мн.ч.

И.п. книга, книги.

Р.п. книги, книг.

Д.п. книге, книгам.

В.п. книгу, книги.

Т.п. книгой, книгами.

П.п. о книге, о книгах.

Первое склонение

Система склонения в русском языке, как известно, состоит из трех групп. Каждая из них имеет свои особенности. Первое склонение обладает следующими особыми признаками:

  • Слова, называющие некоторых лиц мужского пола, имеющие окончания или : дядя, мужчина, папа, Ваня.
  • Имена существительные, которые также имеют окончания -а или , обозначающие людей и предметы женского рода: весна, рука, тетя, Анна.
  • Те же самые окончания (-а/-я ) с существительными общего рода (то есть обозначают одновременно лиц как мужского, так и женского пола): плакса, брюзга, соня, неряха.

Образец 1 склонения (примеры):

И.п. юноша, девушка, плакса.

Р.п. юноши, девушки, плаксы.

Д.п. юноше, девушке, плаксе.

В.п. юношу, девушку, плаксу.

Т.п. юношей, девушкой, плаксой.

П.п. о юноше, о девушке, о плаксе.

Второе склонение

Эта группа отличается от предыдущей окончаниями и категорией рода. В нее входят:

  • Имена существительные, имеющие в начальной форме нулевые окончания и относящиеся к мужскому роду: стол, пень, потолок, муж.
  • Слова муж. рода, но оканчивающиеся на -о или : домишко.
  • Им. сущ. с окончаниями -о или -е среднего рода: небо, пятно, море, ружье.

Образец 2 склонения:

И.п. стол, счастье.

Р.п. стола, счастья.

Д.п. столу, счастью.

В.п. стол, счастье.

Т.п. столом, счастьем.

П.п. о столе, счастье.

Третье склонение

Эта группа существительных самая особенная. К ней относятся лишь слова женского рода и только с нулевым окончанием: мышь, печь, жизнь, явь.

Необходимо помнить важное правило, касающееся третьего склонения: когда слово оканчивается на один из шипящих звуков, в нем обязательно пишется (дочЬ, ночЬ, печЬ). Не стоит путать их с существительными второго склонения на шипящую (луч, плащ, клещ). Они относятся к мужскому роду, а потому не требуют написания мягкого знака на конце.

Образец 3 склонения:

И.п. жизнь, вещь.

Р.п. жизни, вещи.

Д.п. жизни, вещи.

В.п. жизнь, вещь.

Т.п. жизнью, вещью.

П.п. о жизни, вещи.

Подводя итоги вышесказанного, мы смогли собрать воедино склонение существительных. Таблица демонстрирует все более наглядно. Изучите ее внимательно.

Разносклоняемые существительные

Теперь мы знаем, что называют склонением и какие слова относятся к каждому из них. Но далеко не весь лексический состав нашего языка подчиняется этим правилам. Есть такие существительные, которые вобрали в себя окончания как первого, так и второго склонения. Их называют разносклоняемыми.

Каковы особенности таких имен существительных? Во-первых, почти все они оканчиваются на -мя: время, имя, бремя, стремя и другие. И слово путь также относят к этой группе.

Во-вторых, правила склонения разносклоняемых существительных таковы, что при изменении этих слов по падежам во всех формах будет суффикс -ен (кроме И.п. и В.п.): времени, стремени, семени.

В-третьих, склоняя эти слова, мы сможем заметить, что в родительном, дательном и предложном падежах они взяли окончание -и у 3 скл., а в творительном появилось окончание -ем, как во 2 склонении.

И.п имя, путь.

Р.п. имени, пути.

Д.п. имени, пути.

В.п. имя, путь.

Т.п. именем, путем.

П.п. об имени, о пути.

Несклоняемые существительные

Наша речь стремительно пополняется новыми словами иноязычного происхождения. Они не имеют форм склонения в русском языке и потому называются несклоняемыми.

К такой группе относятся:

  • Иностранные слова, пришедшие к нам из других языков на -о, -е, -и,- у : пальто, филе, Сочи, кенгуру. Во всех падежах они будут иметь одинаковую форму, поэтому склонять их попросту нет смысла. (Идти в пальто, подойти к кенгуру, поехать в Сочи.)
  • Фамилии, оканчивающиеся на -ко, -аго, -ых : Юрченко, Живаго, Белых. (Быть в гостях у Козаренко, приехать к Красных.)
  • Слова, образованные способом аббревиации: СССР, АТС.

Личные окончания

С этой темой связано правильное написание букв и и е на конце имен существительных. Соблюдая правила склонения, мы смогли выявить, что окончание е пишут в словах:

  1. Первого склонения (исключением является род. п.): к реке (дат.п.), о маме (пр.п.), по теме (дат.п.).
  2. Второго склонения: о луче (пр.п.), о море (пр.п.)

Букву И в окончании напишем, если это слово:

  1. Третьего склонения: в степи (пр.п.), к ночи (дат.п.)
  2. Первого скл., употребленное в родит. падеже: у реки.
  3. В словах, оканчивающихся на ие, ий, ия : в планетарии, по акции, о событии.
  4. У разносклоняемых существительных также пишут и : в пути, о времени.

Заключение

Прочитав эти простые правила, вы будете знать, что называется склонением. Не стоит путать его со словоизменением других частей речи, как, например, спряжение у глаголов.

Изучать его нужно обязательно, поскольку от теоретических знаний зависит наша практическая грамотность. Из нашей статьи мы можем сделать следующие выводы:

  • Имена существительные изменяются не только по падежам, но еще и по числам.
  • Но стоит помнить, что не все слова этой части речи обладают данными категориями. Некоторые из них вообще не могут склоняться (несклоняемые) и не имеют одной из числовых форм (только множественное или единственное).
  • Каждое из склонений имеет свои особенности, поэтому стоит внимательно изучить их. Мы привели в пример склонение существительных (таблица).
  • Личные окончания, которые не имеют ударения, подчиняются своду определенных правил. В зависимости от склонения и падежа будет писаться буква либо е , либо и . Эта тема - одна из самых трудных в курсе изучения имен существительных.

Склонение имён существительных - это изменение имен существительных по падежам.

Склонение - совокупность изменчивых форм (флексий) имён (существительных, прилагательных, числительных, местоимений) по числам, родам и падежам.

Типом склонения (или просто склонением) называется категория имени - определённый грамматический тип изменчивости, такой, что у слов одного типа склонения формы изменения одинаковы или подобны.

Формы склонения определяются как семантической ролью, так и формой управляющего члена предложения. Семантическая роль может управлять падежом и числом, и тогда склонение является смысловым элементом языка. Например: кот гуляет - слово кот находится в именительном падеже, единственном числе и значит, что один кот совершает действие; коты гуляют - уже множественное число, значит котов несколько; кота кормят - кот находится в винительном падеже, следовательно действие совершается над котом.

Склонение (калька с лат. declinatio, «отклонение» от основной формы слова) - словоизменение именных частей речи (существительных, прилагательных, местоимений, числительных). Обычно под термином «склонение» подразумевается словоизменение по грамматическим категориям числа и падежа.

Слово «склонение» употребляется также в значении «определённый тип парадигмы склонения». Говорят о типах склонения отдельных частей речи (например, в русском языке выделяют субстантивное - склонение существительных, адъективное - склонение прилагательных и местоименное склонения) и отдельных групп слов в пределах одной части речи. Так, традиционно в русском субстантивном склонении выделяются I (голова - головы), II (стол - стола) и III (тетрадь - тетради) типы склонения, а также особые случаи: несклоняемые слова (у которых совпадают все формы в обоих числах: метро, кенгуру, беж и т. п.) несколько слов с -ен- в косвенных падежах (время - времени), два слова с -ер- в косвенных падежах (мать - матери, дочь - дочери), особое склонение Христос - Христа и т. п. Предлагались и другие, более экономные способы классификации русских словоизменительных парадигм, так, А. А. Зализняк объединяет традиционные I и II склонения в «I субстантивный тип склонения» с окончаниями, различающимися в зависимости от морфологического рода.

1-е склонение - все слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на -а или -я (книга, мама, папа, биология, физика, математика, информатика).
У имен существительных первого склонения единственного числа в дательном и предложном падежах пишется окончание -е, например: к папе, о книге. Но если существительное оканчивается на -ия, то в этих же падежах пишется окончание -и, например: к химии, о биологии. При написании окончаний имен собственных на -ия необходимо придерживаться того же правила, например: к Ксении, об Италии:

2-е склонение - все остальные слова мужского рода и слова среднего рода (мак, пень, клоп, склон, биополе, стекло).
Во втором склонении существительных форма винительного падежа в большинстве случаев совпадает с формой именительного падежа (стекло, биополе) или родительного падежа (склон, пень).
У существительных единственного числа 2-го склонения мужского или среднего рода в предложном падеже пишется окончание -е, например: о биополе, о стекле. Но если существительное оканчивается на -ий или -ие, то в том же падеже пишется окончание -и, например: о сознании, о доверии, о различии:

3-е склонение - все остальные слова женского рода (ночь, ткань).
В третьем склонении в большинстве случаев совпадают формы родительного, дательного и предложного падежей единственного числа.
После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется «ь», например: тишь, дочь. А у имен существительных мужского рода второго склонения «ь» не пишется, например: раж, калач, малыш.

Дата публикации: 09.06.2011 09:31 UTC

Теги: :: :: :: :: ::

просмотров