Чарльз дарвин о причинах эволюции живого мира. Раскрытие Ч. Дарвином причин эволюции животного мира. Выведение пород домашних животных. Искусственный отбор

Чарльз дарвин о причинах эволюции живого мира. Раскрытие Ч. Дарвином причин эволюции животного мира. Выведение пород домашних животных. Искусственный отбор

Вопрос 1. В чем ценность книги Ч. Дарвина «Происхождение видов»?

В своей книге «Происхождение видов» Чарлз Дарвин впервые предложил естест-веннонаучное объяснение эволюции. Он установил движущие силы эволюционно-го процесса: наследственную изменчи-вость и естественный отбор, в основе ко-торого лежит борьба за существование. Ч. Дарвин дал объяснение процессов ви-дообразования и причин многообразия ви-дов в природе.

Вопрос 2. Почему Ч. Дарвин считал основной причиной эволюции естественный отбор?

Согласно эволюционному учению Ч. Дар-вина, под естественным отбором понимают процесс, в результате которого выживают и оставляют после себя потомство особи с полезными в данных условиях сущест-вования наследственными признаками. С другой стороны, особи с вредными в дан-ных условиях наследственными признака-ми погибают или не оставляют потомства. Условия, в которых обитает любой вид жи-вых существ, не могут постоянно оставать-ся неизменными. Какой признак полезен для вида, а какой — вреден, выясняется в процессе естественного отбора. Таким об-разом, именно естественный отбор и яв-ляется одним из основных факторов обра-зования новых видов, т. е. эволюционного процесса.

Вопрос 3. Что означает понятие «борьба за существование»? Подкрепите объяснение приме-рами.

Вопрос 4. Можно ли утверждать, что наслед-ственность и изменчивость присущи всем жи-вотным? Материал с сайта

Да. У всех видов животных рождаются потомки, похожие на своих родителей, что говорит о наличии наследственнос-ти — способности организмов передавать потомкам свои видовые и индивидуаль-ные признаки или свойства. С другой сто-роны, в природе не существует двух абсо-лютно одинаковых животных, потомки немного отличаются от своих родителей, это свидетельствует о существовании из-менчивости — способности организмов существовать в различных формах, реаги-руя на влияние окружающей среды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • что означает понятие борьба за существование подкрепите
  • чарльз дарвин о причинах эволюции животного миравывод по порагрофу
  • чарльз дарвин о причинах эволюции животного мира википедия
  • чарльз дарвин о причинах эволюции животного мира 7 класс урок
  • почему ч. дарвин считал основной причиной эволюции естественный отбор

Любой вид животных появляется, распрострется, завоевывая новые территории и места обитания, живет какое-то время в относительно постоянных условиях существования. При изменении этих условий он может к ним приспособиться, измениться и дать начало новому виду (либо новым видам), а может и исчезнуть. Совокупность таких процессов составляет эволюцию органического мира, историческое развитие организмов – филогенез.

Данный реферат посвящен теме «Развитие животного мира». В целях раскрытия темы освящены следующие вопросы:

1. Причины эволюции животного мира на основе идей Ч. Дарвина

2. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

3. Доказательства эволюции животных.

Причины разного уровня организации животных, отличия ныне существующих видов от вымерших, проявления атавизмов давно интересовали ученых и служителей церкви.

Наиболее полно объяснил эти явления в своей работе «Происхождение видов» известный английский ученый Чарлз Дарвин (1809- 1882).

Согласно учению Дарвина многообразие видов не было создано богом, а образовалось благодаря постоянно возникающим наследственным изменениям и естественному отбору. В процессе выживания наиболее приспособленных особей Дарвин отмечал наличие борьбы за существование, результатом которой является вымирание неприспособленных организмов и размножение наиболее приспособленных.

Наследственность - способность организмов передавать потомкам свои видовые и индивидуальные признаки или свойства. Так, у определенного вида животных рождаются потомки, похожие на своих родителей. Наследственными могут быть и некоторые индивидуальные признаки животных, например цвет шерсти и жирность молока у млекопитающих.

Изменчивость - способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды. Изменчивость проявляется в индивидуальных особенностях каждого организма. В природе не существует двух абсолютно одинаковых животных. Рожденные детеныши отличаются от каждого из своих родителей окраской, ростом, поведением и другими признаками. Различия у животных, как отмечал Ч. Дарвин, зависят от следующих причин: от количества и качества потребляемой пищи, от колебания температуры и влажности, от наследственности самого организма. Ч. Дарвин выделил две основные формы изменчивости, влияющие на эволюцию животного мира, - определенную, ненаследственную, и неопределенную, или наследственную.

Под определенной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение одинаковых изменений у ряда родственных животных при действии одинаковых условий среды обитания. Так, густой мех забайкальских белок сменился на редкий при акклиматизации их в хвойных лесах Кавказа. Содержание кроликов в условиях пониженных температур приводит к густоте их меха. Недостаток пищи приводит к задержке роста диких и домашних животных. Следовательно, определенная изменчивость есть прямое приспособление животных к изменившимся условиям среды. Такая изменчивость не передается потомкам.

Под неопределенной наследственной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение разнообразных изменений у ряда родственных животных при действии одинаковых (сходных) условий. Неопределенная изменчивость, по Ч. Дарвину, наследственна и индивидуальна, так как возникает случайно у одной особи вида и передается по наследству. Примером индивидуальной наследственной изменчивости является появление овец с короткими ногами, отсутствие пигмента в перьевом покрове птиц или в шерсти млекопитающих.

Одной из причин эволюции животного мира Ч. Дарвин считал борьбу за существование, возникающую из-за интенсивного размножения организмов. Родительская пара любого вида животных производит на свет многочисленное потомство. До взрослого состояния от числа появившихся на свет потомков доживут единицы. Многие будут съедены или погибнут практически сразу после появления на свет. Оставшиеся начнут конкурировать друг с другом за пищу, лучшие места обитания, убежища от врагов. Выживут потомки тех родителей, которые наиболее приспособлены к данным условиям жизни. Таким образом, борьба за существование приводит к естественному отбору - выживанию наиболее приспособленных.

В природе особи одного вида отличаются друг от друга по многим признакам. Какие-то из них могут оказаться полезными, и, как отмечал Дарвин, «особи, обладающие хотя бы незначительным преимуществом над остальными, будут иметь лучшую возможность выжить и оставить такое же потомство». Процесс, происходящий в природе, сохраняющий организмы наиболее приспособленными к условиям среды и уничтожающий неприспособившихся, называется естественным отбором. По Ч. Дарвину, естественный отбор является основной, ведущей причиной эволюции животного мира.

2. УСЛОЖНЕНИЕ СТРОЕНИЯ ЖИВОТНЫХ. МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ

Удивительное многообразие форм и строения тел животных является результатом проявления естественного отбора. Это происходит в связи с постоянным накоплением у потомков признаков, полезных им в данных условиях существования. Накопление таких полезных для вида признаков ведет к усложнению строения животных.

Так, у птиц обтекаемое тело, облегченный скелет, способствующий быстрому перемещению в воздухе с помощью крыльев. Водные животные, например киты, дельфины, морские котики, имеют торпедообразную форму тела, приспособленную к быстрому передвижению в водной среде. Наземные животные имеют хорошо развитые конечности для быстрого перемещения по земле. Подземные животные, например кроты, слепушонки, ведут роющий образ жизни. Небольшие животные покрыты короткой густой шерстью, препятствующей попаданию частичек земли на кожу, обладают мощными передними конечностями, приспособленными для рытья подземных ходов.

Существующие ныне позвоночные животные - рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, характеризующиеся последовательным усложнением организации, возникли на основе наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора в ходе длительного исторического развития.

Окружающий нас животный мир богат не только большим числом особей, но и многообразием видов. Каждая особь любого вида приспособлена к жизни в условиях своей среды обитания. Если большая группа представителей какого-либо вида окажется в иных условиях или они перейдут на питание другой пищей, то это может привести к появлению новых признаков или приспособлений. Если эти новые приспособления в иных условиях окажутся полезными и для переселившихся животных, то благодаря естественному отбору в их ряду сохранятся вновь приобретенные признаки и будут передаваться из поколения в поколение. Так, в процессе эволюции из одного вида может образоваться несколько новых. Сам процесс расхождения признаков у родственных организмов был назван Ч. Дарвином дивергенцией.

Примером дивергенции являются мелкие птицы вьюрки на Галапагосском архипелаге. Дарвиновские виды вьюрков различаются по форме и величине клюва (рис. 194). Дарвин установил, что вьюрки, имеющие небольшой острый клюв, питались личинками и взрослыми насекомыми. Вьюрки с мощным массивным клювом питались плодами деревьев. Были отмечены и постепенные переходы в изменчивости этих клювов у вьюрков. Так, в процессе эволюции вследствие дивергенции признаков, обусловленных направлением естественного отбора, происходило видообразование. Возникновению нового вида, как отмечал Дарвин, предшествует образование промежуточных форм - разновидностей. Завершается такой эволюционный процесс образованием новых видов.

Путем дивергенции и направленного действия естественного отбора в природе образуется многообразие видов.

2. Доказательства эволюции животных

Палеонтологические доказательства

Палеонтология - наука о древних организмах прошлых геологических эпох. Она изучает по ископаемым останкам тех, кто жил на Земле десятки и сотни миллионов лет назад. Ископаемыми останками являются окаменевшие раковины моллюсков, зубы и чешуя рыб, скорлупа яиц, скелеты и другие твердые части организмов, отпечатки и следы их жизнедеятельности, сохранившиеся в мягком иле, в глине, в песчанике (рис.). Эти породы когда-то затвердели и в окаменевшем состоянии сохранились в различных слоях Земли. По окаменевшим находкам палеонтологи воссоздают животный мир прошлых эпох. Изучение дошедших до нас палеонтологических образцов из самых глубоких слоев Земли убедительно показывает, что животный мир древнего времени значительно отличался от современного. Окаменевшие останки животных, залегающие в менее глубоких слоях, наоборот, несут черты строения, сходные с современными животными. Путем сравнения животных, живших в различные эпохи, установлено, что животный мир с течением времени постоянно изменялся. Родство современных животных из различных систематических групп с вымершими устанавливается по находкам так называемых промежуточных, или переходных, форм. Например, стало известно, что птицы произошли от пресмыкающихся, которые являются их ближайшими родственниками, но в то же время значительно отличаются от них.

В Европе был найден отпечаток животного с признаками, присущими одновременно и рептилиям, и птицам. Научное название реконструированного животного - археоптерикс. Черты, характерные для пресмыкающихся, - тяжелый скелет, мощные зубы (у современных птиц они отсутствуют), длинный хвост. Черты, характерные для птиц, - крылья, покрытые перьями. По окаменевшим останкам ученые достаточно полно восстановили многие переходные формы от далеких предков к более современным животным.

Полное воссоздание облика организмов, переходных от далеких предков до современных животных, служит одним из палеонтологических доказательств истинной картины эволюции живых организмов на Земле.

Многие животные, жившие раньше, не имеют аналогов в современном животном мире - они вымерли. Сегодня палеонтологи пытаются разгадать причины, по которым их не стало. Наиболее крупными вымершими животными были динозавры.

Эмбриологические доказательства

Сравнение особенностей эмбрионального развития представителей различных групп позвоночных, например рыбы, тритона, черепахи, птицы, кролика, свиньи и человека, показало, что все зародыши на ранних стадиях развития очень сходны между собой. Последующее развитие эмбрионов сохраняет сходство только у близкородственных групп, например - у кролика, собаки, человека, имеющих общий план строения во взрослом состоянии. Дальнейшее развитие приводит к исчезновению черт сходства между зародышами.

У каждого представителя вида возникают только ему присущие характерные черты строения. В конце эмбрионального развития появляются признаки, свойственные определенному виду животного.

Изучение последовательных стадий развития каждого эмбриона позволяет восстановить облик далекого предка. Например, ранние стадии развития зародышей млекопитающих сходны с зародышами рыб: имеются жаберные щели. По-видимому, далекими предками зверей были рыбы. В следующей стадии развития зародыш млекопитающего похож на зародыш тритона. Следовательно, в ряду их предков были и земноводные (рис. 1).

Таким образом, изучение эмбрионального развития различных групп позвоночных животных показывает родство сравниваемых организмов, выясняет путь их исторического развития и служит доказательством в пользу существования эволюции живых организмов.

Сравнительно-анатомические доказательства

Сравнивая позвоночных животных различных классов, установлено, что все они имеют единый план строения. Тела земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих состоят из головы, туловища, передних и задних конечностей. Для них характерны сходные кожные вечности и были четвероногими. Органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения, называются рудиментарными. Наличие рудиментарных органов у животных является неопровержимым доказательством существования эволюции.

I СТАДИЯ


II СТАДИЯ


Рыба Саламандра Черепаха Крыса Человек

Рис. 1 Сходство зародышей позвоночных животных


Рис. 2. Рудиментарные органы животных

Если процесс эмбрионального развития по какой-либо причине нарушается, отдельные черты строения тела животного могут резко отличаться от других особей того же вида. Однако их наличие и сходство с другими представителями этого класса животных говорит о родственном происхождении и эволюции каждого вида. Случаи проявления признаков предков у современных особей называются атавизмом. Примерами его могут служить: трехпалость у современных лошадей; дополнительные пары молочных желез у тех, кто имел всегда одну пару; наличие волосяного покрова на всем теле.

Весомым доказательством эволюции считаются сравнительно-анатомические ряды, показывающие направления исторического развития у видов, относящихся к одному классу, семейству, роду. Например, способы размножения у яйцекладущих, сумчатых и плацентарных показывают направления развития систем размножения; конечности непарнокопытных показывают возникновение однопалой ноги в связи с изменившимися условиями жизни и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом нами рассмотрены основные положения развития животного мира на основе теории Ч. Дарвина, согласно которой многообразие видов образовалось благодаря постоянно возникающим наследственным изменения и естественному отбору. Одной из причин эволюции животного мира по Дарвину является борьба за существование, в результате которой происходит вымирание неприспособленных организмов и размножение наиболее приспособленных.

Удивительное многообразие форм и строения тел животных является результатом проявления естественного отбора, в результате которого происходит постоянное накопление у потомков признаков, полезных им в данных условиях существования, а этот процесс, в свою очередь, приводит к усложнению строения животных. При чем в процессе эволюции из одного вида может образоваться несколько новых. Сам процесс расхождения признаков у родственных организмов был назван Ч. Дарвином дивергенцией.

Многообразие вымерших пресмыкающихся служит примером дивергенции у них на основании различных условий обитания.

Животные одного вида, обитающие на большой территории, обычно неоднородны. Их изучение показывает расхождение признаков у особей и начало образования новых систематических групп.

Литература

    Акимов О. С. Естествознание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

    Горелов А. А. Концепции современного естествознания. — М.: Центр, 2002.

    Горохов В.Г. Концепции современного естествознания. — М. : ИНФРА-М, 2000.

    Дубнищева Т.Я. и др. Современное естествознание. — М.: Маркетинг, 2000.

    Основные концепции современного естествознания. — М. : Аспект — Пр, 2001

    Петросова Р.А. Естествознание и основы экологии. — М. : Академия, 2000.

    Чайковский Ю.В. Элементы эволюционной диагностики. — М., 1999.


    Проверка знаний: На основании данных каких наук можно судить об эволюции животного мира? Что изучает палеонтология? Какие ископаемые останки помогли выяснить происхождение земноводных, млекопитающих? Какой сравнительно-анатомический материал свидетельствует о родстве земноводных и рыб? Что такое эмбрион?












    Эволюция процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков (в противовес революции). Чаще всего, говоря об эволюции, имеют в виду биологическую эволюцию. Биологическая эволюция необратимое и направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.


    Чарльз Роберт Дарвин () – основоположник эволюционной биологии. Ч.Дарвин является также автором ряда крупных работ по вопросам ботаники, зоологии, геологии и сравнительной психологии. Учение Ч. Дарвина основано на большом фактическом материале, собранном во время путешествия и доказывающем справедливость его теории, а также на научных достижениях (геологии, химии, палеонтологии, сравнительной анатомии и др.), прежде всего, в области селекции. Дарвин впервые начал рассматривать эволюционные преобразования не у отдельных организмов, а у вида или внутривидовых группировок.


    Изменчивость. Исходным положением учения Дарвина является его утверждение о наличии изменчивости в природе. Изменчивостью называют общее свойство организмов приобретать новые признаки – различия между особями в пределах вида. Параллельно с объяснением Выполняйте 1 на стр.128 в р/т


    Анализируя материал по изменчивости животных, ученый заметил, что достаточно любой перемены в условиях содержания, чтобы вызвать изменчивость. Он различал две основные формы изменчивости: групповую, или определенную, и индивидуальную, или неопределенную. При групповой, определенной, но не наследственной изменчивости многие особи данной породы или сорта под влиянием конкретной причины изменяются одинаковым образом. Так, например, рост организмов зависит от количества пищи, окраска – от ее качества. При групповой, определенной, но не наследственной изменчивости многие особи данной породы или сорта под влиянием конкретной причины изменяются одинаковым образом. Так, например, рост организмов зависит от количества пищи, окраска – от ее качества. Под индивидуальной, неопределенной, наследственной изменчивостью следует понимать те небольшие различия, которыми отличаются друг от друга особи одного и того же вида. Это изменения, возникающие в результате неопределенного воздействия условий существования на каждую особь, такие изменения появляются у животных одного помета, у растений, выросших из семян одной коробочки. Неопределенность этих изменений заключается в том, что под действием одних и тех же условий особи изменяются по-разному.




    Наследственность. Всем организмам в природе присуще наследственность. Это свойство выражается в сохранении и передаче признаков к потомству. Огромное значение Дарвин придавал наличию изменчивости и наследственности в природе. Изменчивость и наследственность в сочетании с отбором – естественный фактор эволюции.


    Большое внимание Дарвин уделял изучению различных сортов культурных растений. Так, сравнивая разнообразные сорта капусты, он сделал вывод о том, что все они выведены человеком из одного дикого вида. Каким же путем это достигается? Дарвин заметил, что во всех случаях селекционеры применяли один и тот же прием. Разводя животных или раст6ения, они оставляли для размножения только экземпляры, наиболее удовлетворявшие их потребностям, и из поколения в поколение накапливали полезные для человека изменения. Такой способ получения пород и сортов называется искусственным отбором.




    Дарвин указал условия, благоприятствующие проведению искусственного отбора: Высокая степень изменчивости организмов. Большое число особей, подвергаемых отбору. Искусство селекционера. Устранение случайных особей. Достаточно высокая ценность данных животных или растений для человека.


    Естественный отбор Важнейшее место в теории естественного отбора занимает концепция борьбы за существование. Согласно Дарвину, борьба за существование является результатом тенденции организмов любого вида к безграничному размножению. Хищник, для того чтобы жить, должен питаться, и пищей ему служат травоядные животные. Травоядное животное, чтобы жить, поедает многие тысячи луговых растений. Растения уничтожаются насекомыми. Насекомые же являются кормом для насекомоядных птиц, которые в свою очередь истребляются хищными птицами. Эти сложные взаимосвязи Дарвин назвал борьбой за существование.


    Различные проявления борьбы за существование Дарвин сводил к трем видам: межвидовая, внутривидовая и борьба с условиями неорганической внешней среды. естественный отбор - это идущий в природе процесс, при котором в результате воздействия условий среды на развивающиеся организмы сохраняются особи с полезными признаками, повышающими выживаемость в данных условиях среды и обусловливающими более высокую их плодовитость.


    В работе "Происхождение видов..." Дарвин отметил важнейшую черту эволюционного процесса - его приспособитель- ный характер.


    Эволюционные изменения скелета позвоночных. Виды непрерывно приспосабливаются к условиям существования, и организация любого вида постоянно совершенствуется. Заслугой эволюционного учения и является объяснение этого совершенства организмов как результата исторического накопления приспособлений.


    Выводы: Биологическая эволюция – это необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом. Биологическая эволюция определяется изменчивостью, наследственностью, естественным отбором организмов, происходящими на фоне перемен в составе экосистем. (лат.Evolutio – развитие)



    1 Введение в тему (1 мин)

    Мы с вами уже знакомы с доказательствами эволюции, ранее изучили, как эволюционировали, т.е. изменялись системы органов у животных. Что еще мы можем изучать, рассматривая эволюцию животного мира?

    Совершено верно (или можно сказать и так…). Сегодня мы поговорим о причинах эволюции. Тема урока. Запишите.

    Отталкиваясь от темы, попробуйте сформулировать основные цели урока». Учитель на доске кратко записывает на доске: (1. Ч.Дарвин. 2. Причины эволюции).

    2. Вступительное слово учителя (4 мин)

    « - Каковы причины многообразия животного мира?

    Всегда ли животный мир был такой как сейчас?

    Много лет господствовало религиозное учение о сотворении всего живого на Земле Богом, о неизменности и постоянстве видов животных. Объяснить многообразие животного мира пытались многие ученые и философы - Эмпедокл, Аристотель, Карл Линней, Жан Батист Ламарк. Античные философы – Эмпедокл, Аристотель – высказывали идеи об изменяемости окружающего мира и об исторических преобразованиях организмов. К. Линней придерживался религиозных взглядов. Первоначально он считал, что каждый вид оставался неизменным со дня сотворения, но позднее он заметил, что могут возникать новые виды.

    Ж.Б.Ламарк – является создателем первой эволюционной теории, в которой были неточности. Глубокое научное объяснение изменениям и развитию животного мира дал английский ученый Ч. Дарвин. Сейчас мы послушаем сообщения о жизни и деятельности Ч.Дарвина».

    3. Основные положения эволюционного учения 2 мин)

    «В результате своей многолетней работы Ч.Дарвин сформулировал положения эволюционной теории.

    Он отметил. Что свойствами всех живых организмов являются наследственность и изменчивость. Так, например, у кошки рождаются котята, а у медведя – медвежата, т.е. видовые признаки передаются по наследству. Но в то же время котята могут быть разными по окраске, размерам, длине шерсти – это и есть изменчивость.

    Дарвин говорил о том, что все виды животных стремятся воспроизвести многочисленное потомство, но большая часть его не выживает по тем или иным причинам. Здесь большую роль играет борьба за существование. В ходе борьбы за пищу, свет, тепло выживают те особи, которые наиболее приспособлены к условиям. Таким образом, борьба за выживание приводит к естественному отбору. В конечном итоге могут сформироваться новые виды. Что не понятно на данном этапе? Отметьте положения в тетради.

    Так что же такое наследственность?

    Запишите определение в печатной тетради № 1 на стр. 128.

    4. Самостоятельная работа с учебником(28 мин: 18+ 10)

    Чтобы подробнее узнать о других причинах эволюции поработаем по учебнику (слайд 6). Работаем по вариантам. Внимательно читайте задания.

    Закончили. Давайте посмотрим, что же такое изменчивость и какая она бывает.

    Определение запишите в тетрадь.

    Изменчивость бывает наследственная и ненаследственная или неопределенная и определенная.

    Определенная – т.е. можно определить причины изменений, они как правило, внешние (например, изменение температуры или количество корма) и признаки эти не передаются по наследству. Мы говорим, ненаследственная изменчивость.

    Неопределенная изменчивость – ее причины определить сложно и новые признаки передаются по наследству – наследственная изменчивость.

    Чтобы запомнить, можно провести аналогию (написать на доске:

    наследственная и. ненаследственная и.

    неопределенная и. определенная и.). Вам необходимо знать, что изменчивость бывает наследственная и ненаследственная и что это означает.

    Всем понятен материал? Тогда поговорим о БЗС запишите определение.

    Что такое естественный отбор?

    Запишите».

    Тип урока - комбинированный

    Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

    Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

    Задачи:

    Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

    Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

    Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

    Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

    Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

    Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

    Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

    Технологии : Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

    Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

    Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

    Планируемые результаты

    Предметные

    понимать смысл биологических терминов;

    описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

    распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

    устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

    приводить примеры животных разных система-тических групп;

    различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

    характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

    Метапредметные УУД

    Познавательные:

    работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

    составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

    проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

    сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

    строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

    создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

    определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

    Регулятивные:

    организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

    самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

    работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

    владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

    Коммуникативные:

    слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

    интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

    адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

    Личностные УУД

    Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

    Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

    Основные понятия

    Понятия: наследственность, изменчивость: неопределенная и определенная, борьба за существование, естественный отбор.

    Ход урока

    Актуализация знаний (концентрация внимания при изучении нового материала)

    Находили ли вы в вашей местности ископаемые останки животных?

    Почему нельзя утверждать, что палеонтологические находки опровергают эволюцию?

    3.Каковы, на ваш взгляд, причины вымирания динозавров?

    4.О чем свидетельствует наличие оплодотворенной яйцеклетки у всех животных, размножающихся половым путем?

    5.В чем основные различия палеонтологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции животных?

    6.Почему крылья птицы и ласты кита считают гомологичными орга-нами?

    7.Чем различаются рудиментарные органы и атавизмы; что у них общего?

    Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

    Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира

    Почему существует много различных видов животных?

    Кто такой Чарлз Дарвин?

    Каковы заслуги Чарлза Дарвина перед наукой?

    Причины разного уровня организации животных, отличия ныне существующих видов от вымерших, проявления атавизмов давно интересовали ученых и служителей церкви. Наиболее полно объяснил эти явления в своей работе «Происхождение видов» известный английский ученый Чарлз Дарвин (1809—1882).

    Согласно учению Дарвина многообразие видов не было создано богом, а образовалось благодаря постоянно возникающим наследственным изменениям и естественному отбору. В процессе выживания наиболее приспособленных особей Дарвин отмечал наличие борьбы за существование, результатом которой является вымирание неприспособленных организмов и размножение наиболее приспособленных.

    Наследственность — способность организмов передавать потомкам свои видовые и индивидуальные признаки или свойства. Так, у определенного вида животных рождаются потомки, похожие на своих родителей. Наследственными могут быть и некоторые индивидуальные признаки животных, например цвет шерсти и жирность молока у млекопитающих.

    Изменчивость — способность организмов существовать в различных формах, реагируя на влияние окружающей среды. Изменчивость проявляется в индивидуальных особенностях каждого организма. В природе не существует двух абсолютно одинаковых животных. Рожденные детеныши отличаются от каждого из своих родителей окраской, ростом, поведением и другими признаками. Различия у животных, как отмечал Ч. Дарвин, зависят от следующих причин: от количества и качества потребляемой пищи, от колебания температуры и влажности, от наследственности самого организма. Ч. Дарвин выделил две основные формы изменчивости, влияющие на эволюцию животного мира, — определенную, ненаследственную, и неопределенную, или наследственную.


    Под определенной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение одинаковых изменений у родственных животных в одинаковых условиях среды обитания. Так, густой мех забайкальских белок сменился на редкий при акклиматизации их в лесах Кавказа. Содержание кроликов в условиях пониженных температур приводит к густоте их меха. Недостаток пищи ведет к задержке роста животных. Следовательно, определенная изменчивость есть прямое приспособление животных к изменившимся условиям среды. Такая изменчивость не передается потомкам.


    Под неопределенной наследственной изменчивостью Ч. Дарвин понимал возникновение разнообразных изменений у ряда родственных животных при действии одинаковых (сходных) условий. Она наследственна и индивидуальна, так как возникает случайно у одной особи вида и передается по наследству. Примером является появление овец с короткими ногами, отсутствие пигмента в перьевом покрове птиц или в шерсти млекопитающих.

    Одной из причин эволюции животного мира Ч. Дарвин считал борьбу за существование , возникающую из-за интенсивного размножения организмов. Родительская пара любого вида животных производит на свет многочисленное потомство. До взрослого состояния от числа появившихся на свет потомков доживут единицы. Многие будут съедены или погибнут практически сразу после появления на свет. Оставшиеся начнут конкурировать друг с другом за пищу, лучшие места обитания, убежища от врагов. Выживут потомки тех родителей, которые наиболее приспособлены к данным условиям жизни. Таким образом, борьба за существование приводит к естественному отбору — выживанию наиболее приспособленных.


    В природе особи одного вида отличаются друг от друга по многим признакам . Какие-то из них могут оказаться полезными, и, как отмечал Дарвин, «особи, обладающие хотя бы незначительным преимуществом над остальными, будут иметь лучшую возможность выжить и оставить такое же потомство». Процесс, происходящий в природе, сохраняющий организмы наиболее приспособленными к условиям среды и уничтожающий неприспособившихся, называется естественным отбором. По Ч. Дарвину, естественный отбор является основной, ведущей причиной эволюции животного мира.

    Знаете ли вы, что:

    Чарлз Дарвин в 1831 г. отправился в путешествие на корабле «Бигль», определившее всю его последующую деятельность. Путешествие длилось 5 лет. За это время Ч. Дарвин собрал богатейший материал, послуживший основой для таких книг, как: «Дневник путешествия», «Зоологические результаты пу тешествия на «Бигле».

    Главный труд жизни Ч. Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора...» был издан в 1859 г.

    Почему существует много различных видов животных?

    Существование различных видов животных обусловлено разнообразными условиями среды. В водной, почвенной, наземно-воздушной средах существует большое количество жизненных ниш, которые населены разными видами. Между ними возникает борьба за существование и естественный отбор. Таким образом, выживют наиболее приспособленные особи.

    Кто такой Чарлз Дарвин?

    Чарлз Дарвин - известный английский ученый, биолог, создавший эволюционную теорию, которая и сейчас остается достоверной. Он изложил суть своего учения в труде «Происхождение видов».


    Каковы заслуги Чарльза Дарвина перед наукой?

    Чарльз Дарвин - создатель эволюционной теории.

    Ответить на вопросы

    1. В чем ценность книги Ч. Дарвина «Происхождение видов»?

    Ч. Дарвин в этой книге впервые наиболее полно объяснил причины разнообразия видов животных, разного уровня организации, наличия рудиментов и атавизмов.

    Почему Ч. Дарвин считал основной причиной эволюции естественный отбор?

    Чарлз Дарвин отводил такую роль естественному отбору, поскольку считал, что в результате естественно отбора выживают самые приспособленные особи.

    3. Что означает понятие «борьба за существование»? Подкрепите объяснение примерами.

    Борьба за существование - конкурентная борьба между особями одного или разных видов за ресурсы (пища, территория). К примеру, многие хищники и хищные птицы живут семьями. Каждая пара занимает определенную территорию, на которой она охотиться. Значит, на определенной территории может существовать ограниченное количество особей.

    4. Можно ли утверждать, что наследственность и изменчивость присущи всем животным?

    Наследственность и изменчивость при определенных условиях присущи всем организмам. Каждый новый организм получает наследственную информацию в виде набора хромосом от родительских особей. Под влиянием окружающей среды организмы могут изменяться, реагируя на новые условия. Организмы могут достаточно продолжительное время не подвергаться изменчивости, если условия их обитания долгое время остаются неизменными. Этим можно объяснить существование реликтовых видов.

    Теория Чарльза Дарвина

    Биография и взгляды Чарльза Дарвина.

    Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина

    Ресурсы

    Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

    Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

    Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

    В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.


    просмотров