Что такое опек (страны) и влияние на цену нефти, интересные факты и примеры. Опек — расшифровка Опек расшифровка

Что такое опек (страны) и влияние на цену нефти, интересные факты и примеры. Опек — расшифровка Опек расшифровка

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), The Organization of the Petroleum Exporting Countries (OPEC) - это постоянная межправительственная организация, созданная в целях управления нефтяной политикой нефтедобывающих стран - членов ОПЕК.

Страны, входящие в состав ОПЕК в 2018-2019 гг.

В настоящее время в состав ОПЕК входят следующие 14 стран:

  1. Алжир (1969).
  2. Ангола (2007).
  3. Венесуэла (1960).
  4. Габон (1975).
  5. Ирак (1960).
  6. Иран (1960).
  7. Конго (2018).
  8. Кувейт (1960).
  9. Ливия (1962).
  10. Нигерия (1971).
  11. Объединенные Арабские Эмираты (1967).
  12. Саудовская Аравия (1960).
  13. Эквадор (1973).
  14. Экваториальная Гвинея (2017).

До 2019 года состав насчитывал 15 стран, в том числе Катар, который в декабре 2018 года объявил о выходе из состава ОПЕК с 1 января 2019 года.

Российская Федерация, являясь мировым лидером по добыче нефти, не входит в состав ОПЕК. Россия может участвовать в обсуждениях ОПЕК, но не может оказывать влияние на принятие каких-либо решений организацией и установление цен на нефть.

В Уставе организации есть различие между членами-учредителями и полноправными членами, чьи заявки были приняты Конференцией, которая проводится дважды в год в штаб-квартире ОПЕК.

Бывшие члены ОПЕК

Состав участников организации менялся. На текущий момент в ней не представлены следующие страны, которые по тем или иным причинам приостановили свое членство: Индонезия (2016), Катар (2019).

Цели ОПЕК:

  • координация и унификация нефтяной политики среди стран-членов, чтобы обеспечить справедливые и стабильные цены для производителей нефти;
  • эффективные, экономичные и регулярные поставки нефти потребляющим странам;
  • справедливая прибыль на капитал для тех, кто инвестирует в отрасль.

Основные цели организации зафиксированы в Уставе ОПЕК:

  1. Основной целью Организации является координация и унификация нефтяной политики стран-членов и определение лучших средств для защиты их интересов, индивидуально и коллективно.
  2. Организация занимается разработкой путей и средств обеспечения стабилизации цен на международных нефтяных рынках, где целью является устранение необоснованных колебаний.
  3. Внимание всегда должно уделяться интересам нации и необходимости обеспечения стабильного дохода в странах-производителях. Эффективные, экономичные и регулярные поставки нефти потребляющим странам и справедливый возврат на вложенный капитал для тех, кто инвестирует в нефтяную промышленность.


История создания ОПЕК

Организация стран экспортеров нефти создана на Багдадской конференции 10-14 сентября 1960 года Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой.

В первые пять лет своего существования штаб-квартира ОПЕК была в Женеве (Швейцария), а 1 сентября 1965 года перенесена в Вену (Австрия).

1960-е
Формирование ОПЕК пятью нефтедобывающими развивающимися странами в Багдаде в сентябре 1960 года произошло во время переходного периода в международном экономическом и политическом ландшафте с обширной деколонизацией и рождением многих новых независимых государств в развивающемся мире. Членство выросло до десяти: Катар (1961); Индонезия (1962); Ливия (1962 год); Объединенные Арабские Эмираты (1967 год); Алжир (1969 год).

1970-е
В течение этого десятилетия ОПЕК приобрела международную известность, поскольку ее страны-члены взяли под свой контроль свою внутреннюю нефтяную промышленность и приобрели основное влияние на цены сырой нефти на мировых рынках. Членство выросло до 13:, Нигерия (1971 год); Эквадор (1973); Габон (1975).

1980-1990-е
Большой избыток нефти и уход потребителей от этого углеводорода. Доля ОПЕК на меньшем рынке нефти сильно упала. Одна страна покинула ОПЕК: Эквадор (1992), а Габон (1995) приостановил свое членство.

2000-е
Цены взлетели до рекордных уровней в середине 2008 года, прежде чем рухнуть в условиях глобального финансового кризиса и экономического спада. ОПЕК заняла заметное место в поддержке нефтяного сектора в рамках глобальных усилий по преодолению экономического кризиса. Одна страна присоединилась к ОПЕК и одна восстановила в ней членство: Эквадор (2007); Ангола (2007). Индонезия (2009) приостановила свое членство.

C 2010 до сих пор
Глобальная экономика представляла основной риск для нефтяного рынка в начале десятилетия, поскольку глобальная макроэкономическая неопределенность и повышенные риски, связанные с международной финансовой системой, давили на экономики. Эскалация социальных волнений во многих частях мира повлияла как на спрос, так и на спрос в течение первой половины десятилетия, хотя рынок оставался относительно сбалансированным. В этот период времени состав членов пополнился: Экваториальная Гвинея (2017 год); Конго (2018). Восстановили членство: Габон (2016); Индонезия (2016), но в этом же году вновь приостановила членство. Организацию покинул Катар (2019).

Нефтяная корзина ОПЕК

Граф. 1. Изменение стоимости нефтяной корзины ОПЕК с 2007 по 2017 год.

Нефтяная корзина ОПЕК рассчитывается как среднее арифметическое следующих сортов нефти:*

  • Arab Light (Саудовская Аравия);
  • Basra Light (Ирак);
  • Bonny Light (Нигерия);
  • Djeno (Конго);
  • Es Sider (Ливия);
  • Girassol (Ангола);
  • Iran Heavy (Иран);
  • Kuwait Export (Кувейт);
  • Merey (Венесуэла);
  • Murban (ОАЭ);
  • Oriente (Эквадор);
  • Rabi Light (Габон);
  • Saharan Blend (Алжир);
  • Zafiro (Экваториальная Гвинея).

* Данные на февраль 2019 года.

Запасы нефти в странах участницах ОПЕК

Граф. 2. Разведанные запасы нефти в странах-участницах ОПЕК

Согласно текущим оценкам, 80,33% разведанных запасов нефти в мире находятся в странах-членах ОПЕК из которых:*

Страна ОПЕК

Доля в мировых запасах, %
Доля в запасах стран-участниц ОПЕК, %
Венесуэла
20,39
25,38
Саудовская Аравия
17,93
22,32
Иран
10,48
13,05
Ирак
9,91
12,33
Кувейт
6,88
8,56
Объединенные Арабские Эмираты
6,63
8,26
Ливия
3,28
4,08
Нигерия
2,54
3,16
Алжир
0,82
1,02
Ангола
0,57
0,71
Эквадор
0,57
0,71
Габон
0,16
0,20
Конго**
0,08
0,10
Экваториальная Гвинея
0,08
0,10

* Данные 2018 года
** Данные 2016 года

Текущие проблемы организации

Основные проблемы организации, объединяющей страны только по признаку наличия экспорта нефтяного сырья, заключаются в основном во внутренних проблемах стран участниц. Это и себестоимость добычи нефти, численность населения, бедность, которые зачастую не помогают прийти к общему мнению по регулированию квот добычи. Также основные запасы стран сосредоточены на Ближнем Востоке, где страны постоянно сталкиваются с возрастающей агрессией со стороны террористических объединений, оказывающей негативное влияние на всю экономику региона.

Предпосылкой для создания Организации Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК, исходная аббревиатура на английском языке — OPEC) стало отсутствие возможности у государств Ближневосточного региона и Среднего востока самостоятельно противостоять неоколонистской политике, проводимой вопреки их интересам, а также перенасыщение мирового рынка нефтью. Результат — резкое снижение цен и устойчивая тенденция для дальнейшего падения. Колебания стоимости нефти стали ощутимы для устоявшихся экспортеров, были неконтролируемы, а последствия непредсказуемы.

Чтобы избежать кризиса и спасти экономику представители правительств заинтересованных сторон Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились в Багдаде (10 — 14 сентября 1960), где приняли решение учредить Организацию Стран Экспортеров Нефти. Спустя полвека для мировой экономики это объединение остается одним из самых влиятельных, но уже не ключевым. Количество стран ОПЕК периодически изменялось. Теперь это 14 государств-нефтедобытчиков .

Историческая справка

До Багдадской конференции цены на «черное золото»; диктовал нефтяной картель из семи нефтяных компаний западных держав, называемый «семь сестер». Став членами объединения ОПЕК, страны-участники организации совместными усилиями могли влиять на ценообразование и объем реализации нефти. История развития организации поэтапно выглядит следующим образом:

  • Август 1960 г. Цена падает до критической отметки после выхода на нефтяную арену новых игроков (СССР и США).
  • Сентябрь 1960 г. В Багдаде проводится встреча представителей Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии, Венесуэлы. Последняя выступила инициатором создания организации ОПЕК.
  • 1961-1962 г. вхождение Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962).
  • 1965 г. Начало сотрудничества с Экономическим и Социальным советом ООН.
  • 1965-1971 г. Численность объединения пополнилась за счет вступления Арабских Эмиратов (1965), Алжира (1969), Нигерии (1971).
  • 16 октября 1973 г. Введение первой квоты.
  • 1973-1975 вступление в организацию Эквадора (1973) и Габона (1975).
  • 90-е годы. Выход из ОПЕК Габона (1995 г.) и добровольное приостановление участия Эквадора (1992 г.).
  • 2007-2008 г. Возобновление деятельности Эквадора (2007), приостановка членства Индонезии (январь 2009 стала импортером). Вхождение в союз Анголы (2007). Наблюдателем становится Российская Федерация (2008 г.) без обязательства получить членство.
  • 2016г. Индонезия возобновила членство в январе 2016 года, но решила вновь приостановить свое членство 30 ноября того же года.
  • июль 2016 г. Габон вновь присоединился к организации.
  • 2017 г. присоединение Экваториальной Гвинеи.

В течение 10 лет с момента основания члены ОПЕК ощущали стремительный экономический подъем, пик которого приходится на 1974-1976 гг. Однако следующее десятилетие ознаменовано очередным падением цен на нефть, причем вдвое. Несложно отследить взаимосвязь описанных периодов с переломными моментами истории мирового развития.

ОПЕК и мировой рынок нефти

Объект деятельности ОПЕК нефть, а если быть точным, ее стоимость. Возможности, которые предоставляет совместное управление сегментом рынка нефтепродуктов, позволяют:

  • защищать интересы государств, входящих в состав организации;
  • обеспечивать контроль стабильности стоимости нефти;
  • гарантировать бесперебойные поставки потребителям;
  • обеспечить экономике стран-участников стабильный доход от нефтедобычи;
  • прогнозировать экономические явления;
  • вырабатывать единую стратегию развития отрасли.

Имея возможность контролировать объемы реализуемой нефти, организация ставит перед собой именно эти цели. Сейчас уровень добычи странами-участниками составляет 35% или 2/3 от общего количества. Все это возможно благодаря четко выстроенному, отлаженному механизму.

Структура ОРЕС

Организовано сообщество таким образом, чтобы принятые решения не противодействовали интересам ни одной из стран участников ОПЕК. Структурированная схема с учетом значимости подразделений выглядит так:

  • Конференция ОПЕК.
  • Секретариат с генеральным секретарем во главе.
  • Совет управляющих.
  • Комитеты.
  • Экономическая комиссия.

Конференция — это собрание, проводимое два раза каждый год, на котором министры стран членов ОПЕК обсуждают ключевые стратегические аспекты и принимают решения. Здесь же назначаются представители, по одному от каждого входящего государства, которые формируют совет управляющих.

Секретариат назначается в результате совещания комиссии, а задачей генерального секретаря является представление позиции организации при взаимодействиях с другими объединениями. Какая бы страна не входила в ОПЕК, ее интересы представит один человек (генсекретарь). Все его действия — продукт принятых руководством организации решений после коллегиального обсуждения на конференции.

Состав ОПЕК

В ОПЕК входят страны, финансовое благополучие которых напрямую зависит от колебаний мирового нефтерынка. Подать заявку может любое государство. На сегодняшний день геополитический состав организации выглядит следующим образом.

Страны Азии и Аравийского полуострова в ОПЕК

Эта часть карты мира представлена в ОПЕК Ираном, Саудовской Аравией, Кувейтом, Ираком, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией (до выхода в январе 2009). Хотя последняя имеет иное географическое расположение, ее интересы непрерывно пересекаются с другими азиатскими партнерами с момента возникновения Азиатско-Тихоокеанского форума Экономического Сотрудничества (АРЭС).

Для стран на Аравийском полуострове характерно монархическое правление. Противостояния не прекращаются веками, а с середины ХХ века люди гибнут за нефть по всему миру. Череда конфликтов лихорадит Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию. Войны разжигаются, чтобы дестабилизировать нефтяной рынок, и как следствие увеличить количество зарабатываемых нефтедолларов, увеличив спрос на нефть.

Страны Южной Америки, входящие в ОПЕК

Латинская Америка представлена Венесуэлой и Эквадором. Первая — инициатор создания ОПЕК. Государственные долги Венесуэлы за последние годы выросли. Причина — политическая нестабильность и падение цен на мировом нефтяном рынке. Это государство процветало, только если стоимость барреля нефти была выше среднего показателя.

Эквадор также нестабилен ввиду наличия госдолга в 50% от ВВП. А в 2016 г. правительству страны пришлось по результатам суда заплатить 112 млн. дол. американских корпораций Chevron за невыполнение обязательств принятых 4 десятка лет назад, в рамках разработки южноамериканских нефтяных месторождений. Для небольшого государства это значительная часть бюджета.

Страны Африки и ОПЕК

Действия ОПЕК защищают благосостояние 6 стран Африки из 54. А именно, интересы:

  • Габона;
  • Экваториальной Гвинеи;
  • Анголы;
  • Ливии;
  • Нигерии;
  • Алжира.

Этому региону присущи высокие показатели численности населения, а также безработица и количество людей, находящихся за чертой бедности. Опять же виной тому низкая цена барреля нефти, высокий уровень конкуренции и перенасыщение нефтяного рынка сырьем.

Квоты ОПЕК- рычаги влияния на мировую экономику

Квота добычи сырья — это установленная для членов сообщества норма экспорта нефти. Октябрь 1973 года стал моментом подписания соглашения о снижении выпуска на 5%. Принятое решение об изменении объема добычи предполагало поднятие цены на 70%. Эти шаги стали последствием развязывания «войны Судного дня», в которой участвовали Сирия, Египет, Израиль.

Очередным соглашением о снижении уровня добычи нефти, принятым на следующий день после введения первой квоты. В адрес США, Японии и некоторых Западноевропейских стран было наложено эмбарго. В течение месяца вводились и отменялись квоты, определяющие кому, сколько баррелей нефти в день выставлять на продажу, по какой цене продавать добытое сырье.

За десятилетия практика неоднократно подтверждала эффективность этих рычагов воздействия, доказывая мощь сообщества экспортеров. Решения ОПЕК о добыче нефти принимаются после обсуждения вопроса представителями стран-участников организации.

Россия и ОПЕК

Влияние сообщества экспортеров за последние годы снизилось, что привело к невозможности вести монопольную политику, навязывая другим невыгодные условия. Это стало возможным после выхода на арену нефтедобытчиков из Китая, Соединенных Штатов, Российской Федерации. Для того чтобы действия сообщества стран-экспортеров нефти были подконтрольными (не выходили за рамки, когда могли бы нанести вред государствам, не имеющим членства), Российская Федерация в лице правительства взяла на себя роль наблюдателя. Россия является официальным наблюдателем в ОПЕК, одновременно представляя собой противовес. Она имеет возможность снизить цену барреля методом увеличения уровня добычи, тем самым повлиять на мировой рынок.

Проблемы ОПЕК

Основные сложности, с которыми приходится бороться, заключены в следующих тезисах:

  • 7 из 14 членов находятся в состоянии войны.
  • Технологическое несовершенство, отставание от прогресса, феодальный атавизм государственного строя некоторых стран-участников.
  • Необразованность, отсутствие квалифицированных кадров на всех уровнях производства большинства стран-участников.
  • Финансовая безграмотность правительств большинства стран — членов OPEC, неспособных достойным образом распорядиться крупной прибылью.
  • Рост влияния (сопротивление) государств, не входящих в число членов коалиции.

Под действием этих факторов ОРЕС перестал быть лидирующим регулятором стабильности сырьевого рынка и ликвидности нефтедоллара.

ВЕНА, 23 июн - РИА Новости. Страны ОПЕК+ на министерской встрече в субботу сообщили о намерении нарастить добычу нефти с июля, придя к общему выполнению сделки на 100%, однако не раскрыли, кто и насколько ее увеличит.

В последние месяцы почти все страны ОПЕК+ в целом следовали условиям венской сделки, но несколько стран перевыполняли ее, при этом сокращая свою добычу так стремительно, что вместо оговоренного уровня в 1,8 миллиона баррелей в сутки сокращение достигло около 2,8 миллиона баррелей. Так, министр нефти Омана Мухаммед аль-Румхи сообщил журналистам, что в мае страны ОПЕК+ выполнили венское соглашение по сокращению нефтедобычи на 147%.

На этом фоне цена нефти начала довольно быстро расти, что стало угрожать балансу на рынке и стимулировать возможную добычу сланцевой нефти в США, а страны-экспортеры нефти в этом не заинтересованы. Теперь страны-участницы ОПЕК+ решили постепенно ослаблять условия своей сделки, наращивая рост добычи.

Готовы нарастить добычу

Судя по всему, львиную долю роста добычи, который начнется уже в июле, возьмут на себя Россия и Саудовская Аравия. При этом российский министр энергетики Александр Новак уточнил, что реальную возможность нарастить добычу в рамках ОПЕК+ имеют восемь-десять из 24 участников сделки. Планируется, что Россия нарастит добычу на 200 тысяч баррелей в сутки из 1 миллиона баррелей, то есть возьмет на себя 20% общего объема увеличения.

Представитель Саудовской Аравии - которая являлась вдохновителем увеличения добычи наряду с Россией - также сообщил о готовности нарастит добычу, но не назвал конкретных цифр.

"Саудовская Аравия готова предоставить объемы, необходимые рынку. Но мы будет делать это, уважая общие цели и позволяя производителям (другим странам ОПЕК+) также внести свой вклад до той степени, до которой они могут это сделать", — сказал глава минэнерго страны Халид аль-Фалих.

Министр нефти и газа Омана Мухаммед Хамад аль-Румхи при этом подчеркнул, что возможности увеличить добычу для выполнения договоренности ОПЕК+, помимо России и Саудовской Аравии, имеют также Оман, ОАЭ и Кувейт. Собственно Оман может увеличить добычу на несколько тысяч баррелей в сутки.

Замминистра энергетики Казахстана Магзум Мырзагалиев сообщил, что его страна также хочет нарастить добычу. "Увеличение добычи нефти в целом в наших интересах… Сегодня у нас добыча варьируется между 1,7-1,8 миллиона баррелей в разные месяцы. Поэтому если бы квота (по увеличению добычи нефти) была бы на уровне 100 тысяч баррелей — она бы нас устроила", — сказал он журналистам.

Реальное увеличение добычи может быть технически проведено в короткие сроки. Например, Россия сможет увеличить свою добычу на 200 тысяч баррелей в сутки менее чем за месяц.

Битва за квоты

Между тем, представитель президиума парламента Ирана Бехруз Немати сообщил РИА Новости, что на встрече ОПЕК была достигнута договоренность о том, что ни одна страна не сможет увеличить свою добычу за счет другой без ее на то согласия.

"Например, Катар хотел добывать больше. Необходимо, чтобы это было в рамках квоты другой страны, например Венесуэлы, и чтобы две страны договорились по этому вопросу, и с согласия Венесуэлы Катар имеет возможность добывать больше", — сказал Намати.

Иран, Ирак, Венесуэла и Алжир изначально были против наращивания добычи в рамках сделки. В итоге вопрос о том, будет ли добыча в рамках ОПЕК+ наращиваться за счет этих стран, остается неясным. Сами они вряд ли имеют возможность увеличить свою добычу, но и делиться своей квотой не спешат.

"По соглашению мы будем выполнять 100%-ный уровень добычи, одобренный в ноябре 2016 года, и обязательство достичь уровень в 1,972 миллиона баррелей в день на второй квартал 2018 года. Ни одна страна, согласно нашему соглашению, не может взять на себя объем добычи другой страны", — написал венесуэльский министр нефти Мануэль Кеведо в Twitter.

Нефть и газ: что это и как используется Как добывают углеводороды, что из них делают и где готовят специалистов в этой области, смотрите в новой инфографике, подготовленной "Социальным навигатором" МИА "Россия сегодня совместно с Уфимским государственным нефтяным техническим университетом.

Будущее сделки

Впрочем, страны ОПЕК+ оставили себе место для пересмотра и этих, не до конца ясных договоренностей: на встрече министерского мониторингового комитета в сентябре могут быть рассмотрены возможности как для дальнейшего увеличения в рамках сделки, так и для сокращения добычи.

Кроме того, на встрече в сентябре будет рассмотрено продолжение сотрудничества стран ОПЕК+ после 2018 года.

"Мы положили начало дискуссии по проекту документа, согласно которому мы планируем реализовать наше сотрудничество по окончании 2018 года уже на более долгосрочную перспективу. Был представлен проект соответствующей концепции сотрудничества", — сказал Новак.

Подробности Организации

(транслитерация англоязычной аббревиатуры OPEC - The Organization of Petroleum Exporting Countries, в дословном переводе - Организация Стран - Экспортеров Нефти) - международная межправительственная организация нефтедобывающих стран, созданная для стабилизации цен на нефть.

Организация Стран - Экспортеров Нефти

Дата основания

Дата начала деятельности

Расположение штабквартиры

Вена, Австрия

Генеральный секретарь

Mohammad Sanusi Barkindo

Официальный сайт

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участниц организации, поддержания стабильности мировых цен на нефть, обеспечения бесперебойных поставок сырья потребителям и получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Влияние ОПЕК на рынок нефти

По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА) на страны ОПЕК приходится более 40% от мировой добычи нефти и порядка 60% от общего объема торгуемой на международной рынке нефти.

Цена на нефть диктуется в первую очередь балансом спроса и предложения. А предложение, как видно из приведенной выше статистики, определяется действиями OPEC. Именно по этой причине Организация стран – экспортеров нефти играет чрезвычайную важную роль в нефтяной индустрии.

Даже несмотря на то, что многие эксперты в последнее время усматривают снижение влияния ОПЕК на нефтяной рынок, тем не менее, цены на нефть все еще в значительной мере зависят от действий организации. История знает множество примеров, когда нестабильность на рынке порождалась простыми слухами, связанными с действиями организации, или заявлением одного из членов делегации OPEC.

Основным инструментом ОПЕК для регулирования цен на нефть является введение так называемых квот на добычу среди участников организации.

Квоты OPEC

Квота ОПЕК – устанавливаемый на общем заседании предельный объем добычи нефти как для всей организации в целом, так и для каждой отдельной страны-члена OPEC.

Сокращение общего уровня добычи картеля путем распределения производства нефти стран ОПЕК вполне логично приводит к росту котировок на черное золото. При отмене квот (такое случалось в истории нефтяной отрасли) цены на нефть значительно снижались.

Система установки квот или «потолка добычи» была прописана в Уставе организации, утвержденном в 1961 году. Однако впервые этот метод был применен только на 63-й внеочередной конференции ОПЕК 19-20 марта 1982 года.

Организация стран - экспортеров нефти в цифрах

1242,2 млрд баррелей

Суммарные доказанные запасы нефти стран-членов ОПЕК

Доля запасов стран-участников организации от всех мировых запасов нефти

39 338 тыс. баррелей в день

Объем добычи нефти странами ОПЕК

Доля OPEC в мировой добыче нефти

Доля мирового экспорта OPEC

Данные BP Energy Review за 2018 год.

*Данные Международного энергетического агентства за 2018 год.

Страны ОПЕК

Организация была образована в ходе отраслевой конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы.

В дальнейшем к организации стали присоединяться страны, экономики которых находятся в прямой зависимости от добычи и экспорта нефти.

Несмотря на то, что в составе ОПЕК представлены страны из разных частей света, исторически наибольшим влиянием внутри картеля обладает Саудовская Аравия и другие государства Ближнего Востока.

Связан такой перевес влияния не только с тем, что часть этих стран являются основателями организации, но и с огромными запасами нефти, сосредоточенными на территории Аравийского полуострова и Саудовской Аравии в частности, высоким уровнем добычи, а также наличием наиболее современных технологий извлечения этого полезного ископаемого на поверхность. Для сравнения, в 2018 году Саудовская Аравия добывала в среднем 10,5 млн баррелей в день, а ближайшая по уровню добычи среди участников картеля страна – Иран – 4,5 млн баррелей в день.

По состоянию на конец 2019 года в состав организации входит 14 стран. Ниже приведена таблица со списком государств, входящих в состав ОПЕК, в порядке их вступления в организацию.

Годы членства

Производство нефти и конденсата, млн баррелей

Доказанные запасы, млрд тонн

Ближний Восток

Ближний Восток

Ближний Восток

Саудовская Аравия

Ближний Восток

Венесуэла

Южная Америка

Северная Африка

Объединенные Арабские Эмираты

Ближний Восток

Северная Африка

Западная Африка

Южная Америка

1973 - 1992,
2007 -

Центральная Африка

1975 - 1995,
2016 -

Южная Африка

Экваториальная Гвинея

Центральная Африка

Центральная Африка

*Эквадор не являлся членом организации с декабря 1992 г. по октябрь 2007 г. В 2019 году страна объявила, что покинет OPEC с 1 января 2020 года.

**Габон приостанавливал членство в организации с января 1995 г. по июль 2016 г.

Кроме этого в состав ОПЕК входили:

Индонезия (с 1962 г. по 2009 г., и с января 2016 г. по 30 ноября 2016 г.);
- Катар (с 1961 г. по 31 декабря 2018 г.).

Для утверждения принятия в состав организации нового члена необходимо согласие трех четвертей действующих участников, включая всех пятерых основателей OPEC. Некоторые страны ждут согласование о присвоении членства в организации по несколько лет. Например, Судан подал официальную заявку в октябре 2015 года, но на текущий момент (конец 2019 года) все еще не является членом организации.

Каждый участники картеля обязан вносить ежегодный членский взнос, размер которого устанавливается на заседании ОПЕК. В среднем сумма взноса составляет $2 млн.

Как упоминалось выше, в истории организации было несколько моментов, когда страны прекращали или временно приостанавливали членство. В основном это было связано с несогласием стран с вводимыми организацией квотами на добычу и нежеланием платить членские взносы.

Структура организации

Заседания ОПЕК

Высшим органом управления Организации стран - экспортеров нефти является Конференция стран-участниц, или как чаще ее называют – заседание или встреча ОПЕК.

Заседание ОПЕК проходит 2 раза в год, а при необходимости организуются внеочередные сессии. Местом собрания, в большинстве случаев, является штаб квартира организации, которая с 1965 года находится в Вене. От каждой страны на встрече присутствует делегация, возглавляемая, как правило, министрами нефти или энергетики соответствующей страны.

Президент Конференции

Председательствует на заседаниях Президент Конференции (Президент OPEC), который избирается каждый год. С 1978 года введена также должность заместителя президента.

Каждая страна-член организации назначает специального представителя, из которых формируется Совет управляющих. Состав совета утверждается на заседании ОПЕК, как и его председатель, который избирается сроком на три года. Функции совета заключаются в управлении организацией, созыв Конференций и составление годового бюджета.

Секретариат

Исполнительным органом Организации стран - экспортеров нефти является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем. Секретариат отвечает за выполнение всех резолюций, принятых Конференцией и Советом управляющих. Кроме этого, данный орган проводит исследования, результаты которых являются ключевыми факторами в процессе принятия решений.

В состав Секретариата OPEC входит Канцелярия Генерального секретаря, Юридическое управление, Отдел исследований и Отдел вспомогательного обслуживания.

Неформальные встречи ОПЕК

Помимо официальных встреч, организуются неформальные встречи ОПЕК. На них члены организации обсуждаются вопросы в консультативном – предварительном режиме, и позже на официальном заседании руководствуются результатами таких переговоров.

Наблюдатели OPEC

С 1980-х годов на заседаниях ОПЕК практикуется присутствие представителей других нефтедобывающих стран, не входящих в состав организации, в качестве наблюдателей. В частности, на многих заседаниях присутствовали представители таких стран как Египет, Мексика, Норвегия, Оман, Россия.

Такая практика служит неформальным механизмом для координации политики не входящих в организацию стран и стран ОПЕК.

Россия является страной-наблюдателем ОПЕК с 1998 года, и с этого момента регулярно участвует во внеочередных сессиях министерских конференций организации в данном статусе. В 2015 году России предлагалось войти в основной состав организации, однако представители РФ приняли решение оставить статус наблюдателя.

С декабря 2005 года был установлен формальный энергетический диалог Россия – ОПЕК, в рамках которого предполагается организация ежегодных встреч Министра энергетики РФ и генерального секретаря организации поочередно в Москве и Вене, а также проведение экспертных заседаний по вопросам развития нефтяного рынка.

Стоит отметить, что Россия оказывает существенное влияние на политику OPEC. В частности, члены организации опасаются возможного увеличения объемов добычи РФ, и поэтому отказываются снижать производство, если Россия не сделает того же.

ОПЕК+ (Венская группа)

В 2017 году ряд нефтедобывающих стран, не входящих в OPEC, договорились участвовать в сокращении добычи нефти, усилив таким образом координацию на глобальном рынке. В состав группы вошли 10 стран: Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан и Южный Судан.

Таким образом, вместе с участниками организации сокращение добычи поддерживают 24 страны. Эту общую группу и само соглашение между 24-мя странами называют ОПЕК+ или в некоторых, в основном зарубежных источниках, Венской группой.

Отчеты ОПЕК

Секретариат Организации стран - экспортеров нефти выпускает несколько периодических публикаций, в которых содержится информация о ее деятельности, статистические данные по основным показателям мировой нефтяной промышленности в целом и участникам картеля в частности.

The Monthly Oil Market Report (MOMR) – Ежемесячный отчет нефтяного рынка - анализирует наиболее важные проблемы, стоящие перед мировым нефтяным сообществом. Наряду с анализом спроса и предложения, в отчете дается оценка динамики цен на нефть, сырьевых и товарных рынков, операций по переработке, запасам и активности на рынке танкеров.
- The OPEC Bulletin – Ежемесячная бюллетень ОПЕК – ведущее издание организации, в котором содержатся тематические статьи о деятельности и мероприятиях Секретариата, а также новости о странах-членах.
- The World Oil Outlook (WOO) – Ежегодная сводка среднесрочных и долгосрочных прогнозов Организации стран - экспортеров нефти по мировому нефтяному рынку. При разработке отчета используются различные сценарии и аналитические модели, объединяющие множество факторов и проблем, которые могут повлиять на нефтяную промышленность в целом и на саму организацию в ближайшие годы.
- The Annual Statistical Bulletin (ASB) – Ежегодный статистический бюллетень – объединяет статистические данные всех стран-членов организации и содержит около 100 страниц с таблицами, диаграммами и графиками, детализирующими мировые запасы нефти и газа, объемы добычи нефти и производства нефтепродуктов, данные по экспорту и транспортировке, а также другие экономические показатели.

Кроме этого, стоит отметить такие публикации, как Годовой отчет, ежеквартальный Энергетический обзор ОПЕК (OPEC Energy Review) и выходящий раз в пять лет Long-Term Strategy (Долгосрочная стратегия).

Также на сайте организации можно найти «Часто задаваемые вопросы» и брошюру «Кто что получает от нефти?».

Нефтяная корзина OPEC

Для более эффективного расчета стоимости нефти, производимой в странах-участницах организации, была введена так называемая "нефтяная корзина ОПЕК" - определенный набор сортов нефти, добываемой в этих странах. Цена данной корзины рассчитывается, как среднее арифметическое от стоимости входящих в ее состав сортов.

Предпосылки создания и история организации

Период после Второй мировой войны

В 1949 году Венесуэла и Иран предприняли первые попытки создания организации, предложив Ираку, Кувейту и Саудовской Аравии наладить связь между странами-экспортерами нефти. В то время добыча на некоторых крупнейших мировых месторождениях на Ближнем Востоке только начиналась.

После Второй мировой войны США были крупнейшим производителем и одновременно крупнейшим потребителем нефти. На мировом рынке доминировала группа из семи транснациональных нефтяных компаний, известных как «Семь сестер», пять из которых располагались в США и образовались в результате распада Рокфеллеровской монополии Standard Oil:

Exxon
Royal Dutch Shell
Texaco
Chevron
Mobil
Gulf Oil
British Petroleum

Таким образом, стремление стран-экспортеров нефти к объединению было продиктовано необходимость в создании противовеса экономическому и политическому влиянию транснациональной группы «Семи сестер».

1959 – 1960 гг. Гнев стран – экспортеров

В феврале 1959 г., когда возможности поставок расширились, транснациональные компании из группы «Семи сестер» в одностороннем порядке снизили цены на венесуэльскую и ближневосточную сырую нефть на 10%.

Спустя несколько недель в Каире (Египет) состоялся первый Арабский нефтяной конгресс Лиги арабских государств. На конгрессе присутствовали представители двух крупнейших нефтедобывающих стран после США и СССР – Абдулла Такири от Саудовской Аравии и Хуан Пабло Перес Альфонс от Венесуэлы. Оба министра выразили возмущение снижением цен на сырье, и поручили своим коллегам заключить Пакт Маади или Джентельменское соглашение, призывающее к созданию странами - экспортерами «консультационной комиссии по нефти», которой транснациональные компании должны представить планы об изменениях цен на сырье.

В отношении к Западу чувствовалась враждебность и протест против «Семи сестер», которые в то время контролировали все нефтяные операции в странах-экспортерах и обладали огромным политическим влиянием.

В августе 1960 года, игнорируя предупреждения, транснациональные компании снова объявили о снижении цен на ближневосточную нефть.

1960 – 1975 гг. Основание OPEC. Первые годы.

10 - 14 сентября 1960 года по инициативе Абдуллы Тарики (Саудовская Аравия), Переса Альфонсо (Венесуэла) и премьер-министра Ирака Абд аль-Карима Касима, была организована Багдадская конференция. На встрече представители Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились для обсуждения повышения цен на нефть, добываемую их странами, а также политику реагирования на действия транснациональных компаний.

В результате, несмотря на сильную оппозицию со стороны США, пять вышеуказанные государств сформировали Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), целью которой было обеспечение лучшей цены на нефть, независимо от крупных нефтяных корпораций.

Изначально ближневосточные страны-участники призывали к размещению штабквартиры организации в Багдаде или Бейруте. Однако Венесуэла выступила за нейтральное месторасположение, что послужила размещением штабкваритиры в Женеве (Швейцария).

В 1965 году после того, как Швейцария отказалась продлевать дипломатические привилегии, штабквартиру OPEC перенесли в Вену (Австрия).

В течение 1961 – 1975 годов к пяти странам основателям присоединились: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты (изначально только Эмират Абу-Даби), Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. К началу 1970-х годов на страны-члены ОПЕК приходилось более половины мировой добычи нефти.

2 апреля 1971 году Организация стран - экспортеров нефти подписала с крупными нефтяными компаниями, ведущими бизнес в Средиземноморском регионе, Трипольское соглашение, результатом которого стало повышение цен на нефть и увеличение прибыли стран-производителей.

1973 – 1974 гг. Нефтяное эмбарго.

В октябре 1973 года ОАПЕК (Организация арабских стран-экспортеров нефти, состоящая из арабского большинства OPEC, а также Египта и Сирии) объявила о значительном сокращении добычи и нефтяном эмбарго, направленном против Соединенных Штатов Америки и других развитых промышленных стран, поддерживающих Израиль в Войне Судного дня.

Стоит отметить, что в 1967 году в ответ на Шестидневную войну также предпринималась попытка эмбарго против США, но мера оказалась неэффективной. Эмбарго 1973 года, напротив, привело к резкому повышению цен на нефть с $3 до $12 за баррель, что существенно повлияло на мировую экономику. Мир пережил глобальный экономический спад, рост безработицы и инфляции, снижение цен на акции и облигации, сдвиги в торговом балансе и пр. Даже после прекращения эмбарго в марте 1974 года, цены продолжали расти.

Нефтяное эмбарго 1973 – 1974 гг. послужило катализатором к основанию Международного Энергетического Агентства, а также побудило многие промышленно-развитые страны создать национальные запасы нефти.

Таким образом, OPEC продемонстрировала свое влияние на экономической и политической арене.

1975 – 1980 гг. Специальный фонд, OFID

Деятельность Организации стран - экспортеров нефти в области международной помощи началась задолго до скачка цен на нефть в 1973–1974 гг. Например, Кувейтский фонд арабского экономического развития действует с 1961 года.

После 1973 года некоторые арабские страны стали крупнейшими поставщиками иностранной помощи, и OPEC добавила к своим целям поставки нефти для обеспечения социально-экономического роста более бедных стран. Специальный фонд ОПЕК был создан в Алжире в марте 1975 года и официально учрежден в январе следующего года.

В мае 1980 года Фонд переквалифицировался в официальное международное агентство по развитию и переименован в Фонд международного развития ОПЕК (OPEC Fund for International Development, OFID) со статусом постоянного наблюдателя в Организации Объединенных Наций.

1975 г. Захват заложников.

21 декабря 1975 года несколько министров нефти, включая представителя Саудовской Аравии и Ирана, были взяты в заложники на Конференции ОПЕК в Вене. Атака, в которой погибли три министра, была организована командой из шести человек во главе с венесуэльским боевиком «Карлосом Шакалом», объявившей своей целью освобождение Палестины. Карлос планировал захватить конференцию силой и выкупить всех одиннадцать присутствующих министров нефти, за исключением Ахмеда Заки Ямани и Джамшида Амузегара (представители Саудовской Аравии и Ирана), которые должны были быть казнены.

Карлос разметил 42 из 63 заложников в автобусе и направился в Триполи с остановкой в Алжире. Изначально он планировал вылететь из Триполи в Багдад, где должны были быть убиты Ямани и Амузегар. 30 неарабских заложников были освобождены в Алжире, еще несколько – в Триполи. После этого в заложниках оставалось 10 человек. Карлос провел телефонный разговор с президентом Алжира Хуари Бумедьеном, который сообщил Карлосу, что гибель министров нефти приведет к нападению на самолет.

Бумедьен, должно быть, также предложил Карлосу убежище, а, возможно, и финансовую компенсацию за невыполнение его задания. Карлос выразил сожаление, что не смог убить Ямани и Амузегара, после чего он и его сообщники покинули самолет и скрылись.

Через некоторое время после нападения сообщники Карлоса сообщили, что операцией командовал Вади Хаддад, основатель Народного фронта освобождения Палестины. Они также утверждали, что идея и финансирование исходили от арабского президента, которым многие считают Муаммара Каддафи из Ливии (страна входит в состав ОПЕК). Другие боевики, Бассам Абу Шариф и Кляйн утверждали, что Карлос получил и сохранил выкуп в размере от 20 до 50 миллионов долларов США от «арабского президента». Карлос утверждал, что Саудовская Аравия заплатила выкуп от имени Ирана, но эти деньги были «перенаправлены в пути и потеряны в результате революции».

Карлос был пойман только в 1994 году и отбывает пожизненное заключение по меньшей мере за 16 других убийств.

Нефтяной кризис 1979 - 1980 гг., избыток нефти 1980 г.

В ответ на волну национализации нефтяных запасов и высокие цены на нефть 1970-х гг. индустриальные страны предприняли ряд шагов по снижению своей зависимости от OPEC. Особенно после того, как котировки обновили новые рекорды, приближаясь к $40 за баррель в 1979 – 1980 гг., когда иранская революция и ирано-иракская война нарушили региональную стабильность и поставки нефти. В частности начался перевод энергетических компаний на уголь, природный газ и ядерную энергию, а правительства начали выделять многомиллиардные бюджеты на исследовательские программы по поиску альтернатив нефти. Частные компании начали разработку крупных месторождений нефти в странах, не входящих в состав ОПЕК, на таких территориях, как Сибирь, Аляска, Северное море и Мексиканский залив.

К 1986 году мировой спрос на нефть упал на 5 млн баррелей в день, добыча в странах не входящих в организацию существенно выросла, а рыночная доля OPEC упала примерно с 50% в 1979 году до менее, чем 30% в 1985 году. В результате цена на нефть снижалась в течение шести лет, а кульминацией стало падение котировок в двое в 1986 году.

Для борьбы со снижением доходов от продажи нефти, Саудовская Аравия в 1982 году потребовала от OPEC проверить выполнение квоты на добычу нефти у стран-членов картеля. Когда оказалось, что другие страны требование не выполняют, Саудовская Аравия сократила собственное производство с 10 млн баррелей в день в 1979-1981 гг. до 3,3 млн баррелей в день в 1985 году. Однако, когда даже такая мера не смогла остановить падение цен, Саудовская Аравия изменила стратегию и наводнила рынок дешевой нефтью. В результате цены на нефть упали ниже $10 за баррель, а производители с более высокой себестоимостью добычи несут убытки. Страны-члены ОПЕК, не соблюдавшие ранее соглашение, начали ограничивать добычу с целью поддержания цен.

1990 – 2003 гг. Перепроизводство и перебои с поставками.

Перед вторжением в Кувейт в августе 1990 года президент Ирака Саддам Хусейн подталкивал Организация стран-экспортеров нефти к прекращению перепроизводства и повышению цен на нефть, чтобы оказать финансовую помощь странам ОПЕК и ускорить восстановление после войн 1980–1988 годов в Иране. Эти две иракские войны против других членов ОПЕК серьезно пошатнули сплоченность организации, и вследствие перебоев с поставками цены на нефть начали быстро снижаться. Даже атака Аль-Каиды в сентябре 2001 года в на небоскребы в Нью-Йорке и вторжение США в Ирак в марте 2003 года имели меньшее краткосрочное негативное влияние на нефтяные котировки, так как в этот период сотрудничество стран ОПЕК возобновилось.

В 1990-е годы из состава ОПЕК вышли две страны, которые присоединились в середине 70-х. В 1992 году вышел Эквадор, так как отказался платить ежегодный членский взнос в размере $2 млн, а также считал, что ему необходимо добывать больше нефти, чем предписывали ограничения по квоте (в 2007 году страна снова вошла в состав организации). Габон приостановил членство в январе 1995 года (также вернулся в июля 2016 года).

Стоит отметить, что объемы добычи нефти в Ираке, несмотря на постоянное членство страны в организации с момента ее основания, не подпадали под регулирование квотами в период с 1998 по 2016 год в связи с политическими трудностями.

Снижение спроса, вызванное азиатским финансовым кризисом 1997–1998 годов, привело к снижению цен на нефть до уровня 1986 года. После того, как котировки упали до уровня около $10 за баррель, дипломатические переговоры привели к снижению объемов добычи стран ОПЕК, Мексики и Норвегии. После того, как в ноябре 2001 года цены снова упали, участники OPEC, Норвегия, Мексика, Россия, Оман и Ангола договорились сократить добычу с 1 января 2002 года на 6 месяцев. В частности, OPEC сократила добычу на 1,5 млн баррелей в сутки.

В июне 2003 года Международное энергетическое агентство (МЭА) и Организация стран-экспортеров нефти провели свой первый совместный семинар по энергетическим вопросам. С тех пор встречи двух организаций проходят на регулярной основе.

2003 – 2011 гг. Волатильность нефтяного рынка.

В 2003 – 2008 гг. в Ираке, оккупированном США, проходили массовые мятежи и саботажи. Это совпало с быстро растущим спросом на нефть со стороны Китая и сырьевых инвесторов, периодическими атаками на нигерийскую нефтяной промышленность и сокращением резервных мощностей, обеспечивающих защиту от потенциального дефицита.

Такая комбинация событий вызвала резкий рост цен на нефть до уровней, намного превышающих те, которые ранее были намечены организацией. Волатильность цен достигла предела в 2008 году, когда сырая нефть марки WTI выросла до рекордных $147 за баррель в июле, а затем упала до $32 за баррель в декабре. Это было время наибольшего глобального экономического спада со времен Второй мировой войны.

Годовая выручка организации от экспорта нефти также установила новый рекорд в 2008 году. Она оценивалась примерно в $1 трлн, и достигла аналогичных годовых показателей в 2011–2014 годах, прежде чем снова упасть. К началу Гражданской войны в Ливии в 2011 году и Арабской весны, OPEC начала публиковать четкие заявления для противодействия «чрезмерным спекуляциям» на рынках нефтяных фьючерсов, обвиняя финансовых спекулянтов в повышении волатильности за пределами рыночных основ.

В мае 2008 года о выходе из организации по истечению срока членства объявила Индонезия, объяснив свое решение переходом на импорт нефти и невозможностью выполнять предписанную квоту по добыче (в 2016 году Индонезия снова входила в состав организации на период в несколько месяцев).

2008 г. Спор об объемах добычи.

Различные экономические потребности стран-членов ОПЕК часто приводят к внутренним дебатам по квотам на добычу. Более бедные члены настаивали на сокращении производства со стороны других стран, чтобы повысить цену на нефть и, следовательно, свои собственные доходы. Эти предложения вступают в противоречие с заявленной Саудовской Аравией долгосрочной стратегией партнерства с мировыми экономическими державами для обеспечения стабильных поставок нефти, что должно способствовать экономическому росту. Частью основы этой политики является обеспокоенность Саудовской Аравии тем, что чрезмерно дорогая нефть или ненадежные поставки будут побуждать промышленные страны к энергосбережению и разработке альтернативных видов топлива, сокращая мировой спрос на нефть и в конечном итоге оставляя запасы в земле. Министр нефти Саудовской Аравии Ямани в 1973 году прокомментировал данный вопрос следующими словами: «Каменный век закончился не потому, что у нас кончились камни».

10 сентября 2008 года, когда цены на нефть все еще находились на уровне около $100 за баррель, на заседании ОПЕК возник спор о добыче. Тогда, по сообщениям, представители Саудовской Аравии покинули из переговорной сессии, на которой другие члены проголосовали за сокращение добычи OPEC. Хотя саудовские делегаты официально одобрили новые квоты, анонимно они заявили, что не будут их соблюдать. «Нью-Йорк таймс» приводит слова одного из делегатов: «Саудовская Аравия удовлетворит спрос рынка. Мы увидим, что требуется рынку, и не оставим покупателя без нефти. Политика не изменилась». Через несколько месяцев цены на нефть упали до $30 и не возвращались к $100 вплоть до гражданской войны в Ливии в 2011 году.

2014–2017 гг. Переизбыток нефти.

В течение 2014–2015 гг. страны-члены ОПЕК постоянно превышали свой потолок добычи. В это время в Китае наблюдалось замедление экономического роста, а добыча нефти в США почти удвоилась по сравнению с 2008 года и приблизилась к уровням мировых лидеров по объемам добычи - Саудовской Аравии и России. Произошел такой скачок вследствие существенного улучшения и распространения технологии разработки сланцевой нефти путем "фрекинга". Эти события, в свою очередь, привели к снижению требований к импорту нефти в США (приближению к энергетической независимости), рекордному объему мировых запасов нефти и падению цен на нефть, которое продолжалось в начале 2016 года.

Несмотря на глобальный избыток нефти, 27 ноября 2014 года в Вене министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заблокировал призывы более бедных членов ОПЕК о сокращении добычи в поддержку цен. Наими утверждал, что рынок нефти должен быть оставлен без вмешательства для того, чтобы он самостоятельно сбалансировался при более низких ценах. Согласно его доводам, доля рынка OPEC должна восстановиться в связи с тем, что дорогостоящая добыча сланцевой нефти в США при таких низких ценах будет нерентабельна.

Год спустя, на момент проведения заседание ОПЕК в Вене 4 декабря 2015 года, организация превышала потолок добычи в течение 18 месяцев подряд. Добыча нефти в США при этом снизилась по сравнению с пиком лишь незначительно. Мировые рынки, по-видимому, были переполнены по меньшей мере на 2 млн баррелей в день, даже несмотря на войну в Ливии, в результате которой добыча в стране сократилась на 1 млн баррелей в день. Производители нефти были вынуждены внести серьезные коррективы, чтобы выдержать цены на уровне 40 долларов. Индонезия на некоторый период воссоединилась с экспортной организацией, иракское производство увеличилось после многих лет беспорядков, Иран готов был восстановить добычу было при отмене международных санкций, сотни мировых лидеров в рамках Парижского климатического соглашения обязались ограничить выбросы углерода от ископаемого топлива, а солнечные технологии становились все более конкурентоспособными и распространенными. В свете всего этого рыночного давления организация решила отложить неэффективный потолок производства до следующей министерской конференции в июне 2016 года. К 20 января 2016 года цена Нефтяной корзины OPEC упала до $22,48 за баррель, то есть менее одной четвертой от своего максимума с июня 2014 года ($110,48), и менее одной шестой ее рекорда, достигнутого в июле 2008 года ($140,73).

В 2016 году переизбыток нефти был частично скомпенсирован за счет значительного сокращения объемов производства в США, Канаде, Ливии, Нигерии и Китае, и цена корзины постепенно поднялась до $40 за баррель. Организация вернула себе скромный процент доли рынка, сохранила статус-кво на своей июньской конференции и одобрила «цены на уровнях, подходящих как для производителей, так и для потребителей», хотя многие производители все еще испытывали серьезные экономические трудности.

2017–2019 гг. Сокращение производства.

В ноябре 2016 году страны-члены ОПЕК, устав от уменьшающихся прибылей и сокращений финансовых резервов, наконец подписали соглашение сокращении добычи и введении квот (Ливия и Нигерия, разрушенный в результате беспорядков освобождались от соблюдения соглашения). Наряду с этим, несколько стран, не входящих в организацию, в том числе, Россия, поддержали Организацию стран-экспортеров нефти в решении ограничить добычу. Такая консолидация получила название соглашение OPEC+.

В 2016 году Индонезия, вместо того, чтобы согласиться на запрашиваемое 5%-ное сокращение добычи, вновь объявила о временной приостановке членства в организации.

В течение 2017 года цены на нефть колебались в районе $50 за баррель, и в мае 2017 года страны ОПЕК решили продлить ограничение по добыче до марта 2018 года. Известный нефтяной аналитик Дэниел Ергин описал отношения между OPEC и сланцевыми производителями словами: «взаимное существование, когда обе стороны учатся жить по ценам, которые ниже, чем они хотели бы».

В декабре 2017 года Россия и ОПЕК договорились продлить сокращение производства на 1,8 миллиона баррелей в день до конца 2018 года.

С 1 января 2019 года организацию покинул Катар. Согласно New York Times, это является стратегическим ответом на продолжающийся бойкот Катара Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Египтом.

29 июня 2019 года Россия снова согласилась с Саудовской Аравией продлить на шесть-девять месяцев первоначальное сокращение производства в 2018 году.

В октябре 2019 года Эквадор объявил о выходе из организации с 1 января 2020 года из-за финансовых проблем.

В декабре 2019 года ОПЕК и Россия договорились об одном из самых больших сокращений добычи до настоящего времени. Договоренность продлится в течение первых трех месяцев 2020 года, и направлена на предотвращение переизбытка нефти на рынке.

Структура, называемая ОПЕК, расшифровка аббревиатуры которой, в принципе, знакома очень многим, играет значимую роль на мировой бизнес-арене. Когда была создана эта организация? Каковы основные факторы, предопределившие учреждение данной международной структуры? Сегодняшний тренд, отражающий снижение цен на нефть, можно ли сказать, что предсказуем и потому подконтролен для сегодняшних стран-экспортеров "черного золота"? Или же страны ОПЕК с высокой вероятностью - исполнители роли второго плана на глобальной политической арене, вынужденные считаться с приоритетами других держав?

OPEC: общая информация

Что такое ОПЕК? Расшифровка данной аббревиатуры довольно проста. Правда, прежде чем ее производить, следует корректно транслитерировать ее на английский - OPEC. Получится - Organization of Petroleum Exporting Countries. Или, Организация стран-экспортеров нефти. Данная международная структура создана крупными нефтедобывающими державами с целью, как считают аналитики, влияния на рынок "черного золота" в аспекте, прежде всего, цен.

Члены ОПЕК - 12 государств. В их числе есть ближневосточные страны - Иран, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, ОАЭ, три государства из Африки - Алжир, Нигерия, Ангола, Ливия, а также Венесуэла и Эквадор, что расположены в Южной Америке. Штаб-квартира организации при этом расположена в австрийской столице - Вене. Организация стран-экспортеров нефти была основана в 1960 году. К текущему моменту страны ОПЕК контролируют порядка 40% от мирового экспорта "черного золота".

История ОПЕК

ОПЕК была основана в столице Ирака, городе Багдаде, в сентябре 1960 года. Инициаторами ее создания стали крупные мировые экспортеры нефти - Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, а также Венесуэла. Как считают современные историки, период, когда данные государства выступили с соответствующей инициативой, совпал со временем, когда шел активный процесс деколонизации. Бывшие зависимые территории отделялись от своих метрополий как в политическом, так и в экономическом выражении.

Мировой рынок нефти контролировали в основном западные компании, такие как Exxon, Chevron, Mobil. Есть исторический факт - картель из крупнейших корпораций, включая названные, выступила с решением снизить цены на "черное золото". Это было обусловлено необходимостью снижения издержек, связанных с нефтяной рентой. В результате страны, учредившие ОПЕК, поставили цель - получить возможность контроля над своими природными ресурсами вне поля влияния крупнейших мировых корпораций. К тому же в 60-е годы, как считают некоторые аналитики, экономика планеты не испытывала столь большой потребности в нефти - предложение превышало спрос. И потому деятельность ОПЕК была призвана предотвратить снижение глобальных цен на "черное золото".

Первым делом был учрежден Секретариат ОПЕК. Он "прописался" в швейцарской Женеве, однако в 1965 году "переехал" в Вену. В 1968-м прошло заседание ОПЕК, на котором организация приняла Декларацию о нефтяной политике. В ней отражалось право государств на осуществление контроля над национальными природными ресурсами. К тому моменту в состав организации вступили другие крупнейшие экспортеры нефти в мире - Катар, Ливия, Индонезия, а также ОАЭ. В 1969 году в ОПЕК вошел Алжир.

Как считают многие эксперты, влияние ОПЕК на глобальный рынок нефти особенно возросло в 70-е годы. Это было во многом обусловлено тем, что контроль над добычей нефти взяли на себя правительства стран, входящих в организацию. Как полагают аналитики, в те годы ОПЕК действительно могла прямо воздействовать на мировые цены на "черное золото". В 1976 году был создан Фонд ОПЕК, в ведении которого появились вопросы международного развития. В 70-е к организации присоединилось еще несколько стран - две африканские (Нигерия, Габон), одна из Южной Америки - Эквадор.

К началу 80-х мировые цены на нефть достигли очень высоких отметок, однако в 1986-м они начали снижаться. Члены ОПЕК на некоторое время снизили свою долю на глобальном рынке "черного золота". Это привело, как отмечают некоторые аналитики, к существенным экономическим проблемам в странах, входящих в организацию. Вместе с тем уже к началу 90-х цены на нефть вновь выросли - примерно до половины того уровня, что был достигнут в начале 80-х. Доля стран ОПЕК в глобальном сегменте также стала расти. Эксперты полагают, что подобного рода эффект был во многом обусловлен введением такого компонента экономической политики, как квоты. Также была внедрена методология ценообразования, основанная на так называемой "корзине ОПЕК".

В 90-е годы мировые цены на нефть в целом не были, как считают многие аналитики, несколько ниже ожиданий стран, входящих в Организацию. Существенным барьером к росту стоимости "черного золота" стал экономический кризис в Юго-Восточной Азии в 1998-1999 годах. Вместе с тем к концу 90-х специфика многих производств стала требовать больше нефтяного ресурса. Появились особо энергоемкие бизнесы, процессы глобализации стали особенно интенсивными. Это, как считают эксперты, создало некоторые условия для скорого роста цен на нефть. Отметим, что в 1998 году статус наблюдателя в ОПЕК получила Россия - экспортер нефти, один из крупнейших уже на тот момент игроков глобального рынка "черного золота". При этом в 90-х из состава организации вышел Габон, а временно приостановил свою деятельность в структуре ОПЕК Эквадор.

В начале 2000-х годов мировые цены на нефть стали понемногу расти и долгое время были в достаточной мере стабильны. Однако вскоре начался их стремительный рост, достигнувший максимума в 2008 году. К тому моменту в состав ОПЕК вошла Ангола. Однако в 2008 году резко активизировались кризисные факторы. Осенью 2008-го цены на "черное золото" упали до уровня начала 2000-х. Вместе с тем в течение 2009-2010 годов цены вновь выросли и продолжали быть на уровне, который основные экспортеры нефти, как полагают экономисты, были вправе считать самым комфортным. В 2014 году, в силу целого комплекса причин, цены на нефть планомерно снизились до уровня середины 2000-х. ОПЕК вместе с тем продолжает играть значимую роль на глобальном рынке "черного золота".

Цели деятельности ОПЕК

Как мы уже отметили выше, изначально целью создания ОПЕК было установление контроля над национальными природными ресурсами, а также влияние на мировые ценообразующие тренды в нефтяном сегменте. Как полагают современные аналитики, принципиально данная цель с тех пор не поменялась. В числе наиболее актуальных задач, не считая главной, для ОПЕК - развитие инфраструктуры поставок нефти, грамотное инвестирование доходов от экспорта "черного золота".

ОПЕК как игрок мировой политической арены

Члены ОПЕК объединены в структуру, которая носит статус Именно так она зарегистрирована в ООН. Уже в первые годы работы ОПЕК установила отношения с Советом ООН по вопросам экономики и общества, стала участвовать в Конференции по торговле и развитию. Несколько раз в год проводятся совещания с участием высших правительственных должностей стран, входящих в ОПЕК. Данного рода мероприятия предназначены для выработки совместной стратегии дальнейшего выстраивания деятельности на глобальном рынке.

Запасы нефти в ОПЕК

Члены ОПЕК обладают суммарными запасами нефти, которые оцениваются более чем в 1199 миллиардов баррелей. Это примерно 60-70% от мировых резервов. При этом, как полагают некоторые эксперты, только Венесуэла достигла пиковых объемов добычи нефти. Остальные страны, что входят в ОПЕК, еще могут увеличить свои показатели. Вместе с тем мнения современных экспертов касательно перспектив роста добычи "черного золота" странами Организации расходятся. Некоторые говорят, что государства, что входят в ОПЕК, будут стремиться к увеличению соответствующих показателей - с целью сохранения текущих позиций на глобальном рынке.

Дело в том, что сейчас США - экспортер нефти (в значительной мере относящейся к типу сланцевой), который в потенциале может существенно потеснить страны ОПЕК на мировой арене. Другие аналитики полагают, что увеличение добычи невыгодно государствам, входящим в Организацию - рост предложения на рынке снижает цены на "черное золото".

Структура управления

Интересный аспект в изучении ОПЕК - характеристика системы менеджмента организации. Ведущий орган управления ОПЕК - это Конференция государств-участниц. Созывается она обычно 2 раза в год. Заседание ОПЕК в формате Конференции предполагает обсуждение вопросов, связанных с приемом в организацию новых государств, принятием бюджета, кадровыми назначениями. Актуальные темы для Конференции формулирует, как правило, Совет Управляющих. Эта же структура осуществляет контроль над реализацией утвержденных решений. В структуре Совета Управляющих - несколько отделов, отвечающих за специальный круг вопросов.

Что такое "корзина" цен на нефть?

Выше мы сказали о том, что одним из ценовых ориентиров для стран Организации выступает так называемая "корзина". среднее арифметическое между некоторыми добываемыми в разных странах ОПЕК. Расшифровка их названий часто связана с сортом - "легким" или "тяжелым", а также государством происхождения. Например, есть марка Arab Light - легкая нефть, добываемая в Саудовской Аравии. Есть Iran Heavy - тяжелая происхождения. Есть такие марки, как Kuwait Export, Qatar Marine. Максимального значения "корзина" достигала в июле 2008 года - 140,73 долларов.

Квоты

Нами было отмечено, что в практике деятельности стран Организации присутствуют такое? Это ограничения на ежедневный объем добычи нефти для каждой из стран. Их величина может меняться по итогам соответствующих заседаний структур менеджмента Организации. В общем случае при снижении квот есть основания ожидать дефицита предложения на мировом рынке и, как результат, рост цен. В свою очередь, если соответствующее ограничение остается без изменений или увеличивается, расценки на "черное золото" могут иметь тенденцию к снижению.

ОПЕК и Россия

Как известно, главные экспортеры нефти в мире - это не только страны ОПЕК. В число крупнейших глобальных поставщиков "черного золота" на глобальном рынке входит Россия. Есть мнение, что в какие-то годы между нашей страной и Организацией имели место конфронтационные отношения. Например, в 2002 году от ОПЕК в адрес Москвы было выдвинуто требование - сократить добычу нефти, а также ее реализацию на глобальном рынке. Однако, как свидетельствуют публичные статистические данные, экспорт "черного золота" из РФ с того момента практически не снижался, а наоборот, рос.

Противостояние России и данной международной структуры, как полагают аналитики, прекратилось в годы стремительного роста цен на нефть в середине 2000-х. С тех пор между РФ и Организацией в целом наблюдается тенденция к конструктивному взаимодействию - как на уровне межправительственных консультаций, так и в аспекте сотрудничества нефтяных бизнесов. ОПЕК и Россия - экспортеры "черного золота". В целом логично, что их стратегические интересы на глобальной арене совпадают.

Перспективы

Каковы перспективы дальнейшего партнерства государств, входящих в ОПЕК? Расшифровка этой аббревиатуры, что дана нами в самом начале статьи, говорит о том, что в основе общности интересов стран, что учредили и продолжают поддерживать функционирование данной организации, - конкретно экспорт "черного золота". Вместе с тем, как полагают некоторые современные аналитики, с целью дальнейшей оптимизации бизнес-стратегий в сочетании с реализацией национальных политических интересов странам, входящим в Организацию, в ближайшие годы придется считаться также и со мнением государств-импортеров нефти. С чем это может быть связано?

Прежде всего с тем, что комфортный импорт нефти для стран, в ней нуждающихся - условие развития их экономики. Будут развиваться национально-хозяйственные системы, расти производство - цены на нефть не упадут ниже критической для экспертеров "черного золота" отметки. В свою очередь, удорожание себестоимости производств, которое во многом возникает из-за чрезмерных топливных расходов, с высокой вероятностью будет приводить к закрытию энергоемких мощностей, их модернизации в пользу задействования альтернативных источников энергии. Как следствие - глобальные цены на нефть могут снижаться. Поэтому основной лейтмотив дальнейшего развития стран ОПЕК, как считают многие эксперты, - это разумный компромисс между реализацией собственных национальных интересов и позицией государств, импортирующих "черное золото".

Есть и другая точка зрения. Согласно ей, нефти в ближайшие несколько десятилетий не будет альтернативы. И потому страны Организации имеют все шансы на то, чтобы укрепить свои позиции на мировой бизнес-арене, а попутно также получить преимущества в аспекте реализации политических интересов. В целом, при возможных кратковременных спадах, цены на нефть будут оставаться высокими, исходя из объективных потребностей производящих экономик, инфляционных процессов, а также в ряде случаев относительно медленного освоения новых месторождений. Предложение в отдельные годы может и вовсе не поспевать за спросом.

Существует также и третья точка зрения. Согласно ей, в более выигрышной позиции могут оказаться как раз таки страны-импортеры нефти. Дело в том, что текущие показатели цены на "черное золото", как считают аналитики, придерживающиеся концепции, о которой идет речь, практически полностью спекулятивны. А во многих случаях - управляемы. Рентабельная мировая цена нефтяного бизнеса для некоторых компаний - 25 долларов. Это намного ниже, чем даже текущая цена на "черное золото", весьма вероятно, некомфортная для бюджетов многих стран-экспортеров. И потому странам Организации в рамках концепции некоторыми экспертами отводится роль игрока, который не может диктовать свои условия. И более того, в определенной степени зависимого от политических приоритетов многих стран-импортеров нефти.

Отметим, что каждая из трех точек зрения отражает лишь предположения, теории, озвучиваемые разными экспертами. Нефтяной рынок - один из самых непредсказуемых. Прогнозы, касающиеся цен на "черное золото" и выдвигаемые разными экспертами, могут быть абсолютно несхожими.

просмотров