Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста коноваленко Состояние звукопроизношения у детей средней группы т

Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста коноваленко Состояние звукопроизношения у детей средней группы т

1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т.д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков. 2. Обследование артикуляционного аппарата: а) строения; б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению). 3. Обследование произношения звуков: а) по подражанию изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова), фразах, коротких потешках; б) в самостоятельной речи в словах по предметным картинкам (см. цветную вставку), во фразах по сюжетным картинкам (см. цветную вставку), в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору ребенка). 4. Обследование звукослоговой структуры в словах типа: сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал, ... 5. Обследование фонематического слуха а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда и ряда слов, подбор картинок на заданный звук; б) различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).

Свистящие звуки С, С", З, З", Ц

С 1. С-С-С-С-С-С

2. са - со - су - сы

ас - ос - ус - ыс

ска - ско - ску - скы

аск - оск - уск - ыск

3.

сапоги

писать

квас

маска

скамейка

сок

песок

нос

миска

стадо

суп

пасут

фокус

киска

спутник

сын

косынка

Денис

каска

хвост

4. В саду стоит высокая сосна.

Под сосной стоит собака.

5. Са - са - са — в саду оса, Ест киска суп из миски,

Со - со - со — оса пьет сок, Сыта киска — пуста миска.

Су - су - су — видим мы осу,

Сы - сы - сы —в саду нет осы.

С" 1. С"-С-С"-С"-С"-С"

2. ся - сё - сю - си

ась - ось - усь - ысь

стя - стё - стю - сти

асть - ость - усть - исть

3.

сети

гуси

умываюсь

Сима

гусёнок

боюсь

сядь

осень

снег

сюда

гусята

свинья

4. Вася пасёт гусей. Вася ходит босиком.

5. Ты не бойся - это гусь.

Я сама его боюсь.

Непоседа Васенька Есть усы у Васеньки,

Не сидит на месте. На усах сединки.

Непоседа Васенька Хвост дугой у Васеньки

Всюду с нами вместе. И пятно на спинке.
З 1. З-З-З-З-З-З

2 . за - зо - зу - зы

зда - здо - зду - зды
3 . Завод, мозаика, мимоза, язык, азбука, знамя.

4 . У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.
5. Зоя - зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка.

За - за - за — у Зои коза, Зайка не спит,

зо - зо - зо — у Зои зонт, Зою зовёт.

зу - зу - зу — Зоя пасёт козу, Зайке коза

зу - зу - зу — зайка с Зоей пасёт козу, Спать не даёт.

за - за - за — от Зои убегает коза, Возьмите козу,

зо - зо - зо — Зоя гонится за козой, Замкните козу —

зы - зы - зы — у Зои лет козы, И заинька мой

зы - зы - зы — у зайки нет козы. Заснёт в тазу. З" 1. З"-З"-З"-З"-З"-З" 2 . зя - зе - зю - зи зня - зне - зню - зни азнь - ознь - узнь - изнь
3 . Зина, музей, изюм, гвозди, гвоздика.
4. Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.
5. Зе - зе - зе — Кузя едет на козе, Зя - зя - зя — ездить на козе нельзя! В зелёном, зелёном, зелёном лесу Зелёный листок земляники несу, Зелёная ветка под вязом не спит, Зелёная музыка где-то звучит, Зелёный кузнечик в зелёной листве Поёт он зелёную песенку мне.
Ц 1. Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц 2. ац - оц - уц - ыц ца - цо - цу - цы цма - цму - цмо - цмы ацм - оцм - уцм - ыцм

3. певец цепь яйцо

танец цыган акация

отец овца цветок

боец умница цветик-самоцветик

4. Заяц сидит под кустом акации.

В степи цветут цветы.

Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Ш 1. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

2. ша - шо - шу - ши

аш - ош - уш - ыш

шка - шко - шку - шкы

ашк - ошк - ушк - ышк

3.

шапка

уши

мышь

пушка

шайба

каша

душ

шпагат

шина

душа

вишня

пшено

шуба

машина

башня

шишка

4.

Маша, ешь пшённую кашу.

Паша шьет шапку.

5.

Тише, мыши, не шумите,

Нашу кошку не будите.

Маша под душем моет шею и уши.

Кошка в окошке шапку шьёт,

Мышка в сапожках избушку метёт.

Мышонку шепчет мышь:

Ты всё шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

Шуметь я буду тише.

Кукушка кукушонку

Шьёт новый капюшон

Надень, кукушонок, капюшон!

Как в капюшоне ты смешон!

Ж 1. Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж 2. жа - жо - жу - жи жда - ждо - жду - жды
3. жатва пижама жить ужин кожа ждать ужи одежда
4. Жук жужжит на ветке жасмина. Женя живёт на шестом этаже.
5. Дождик, дождик, не дожди, Дождик, дождик, подожди. Дай дойти до дому Дедушке седому, Жук жужжит: «Жу-жу-жу! Я живу, не тужу. Я на ветке сижу И жужжу, жужжу, жужжу!»

Ч 1. Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч

2. ач - оч - уч - ич

ча - че - чу - чи

чня - чне - чню - чни

ачнь - очнь - учнь - ычнь

3.

ночь

дочка

чай

почта

дочь

внучка

чайка

птенчик

луч

колечко

ученик

чтение

печь

бабочка

печенье

пончик

4. Танечка качается на качелях.

Девочка печёт печенье.

5. Идёт бычок качается, Ча-ча-ча — на столе стоит свеча,

Вздыхает на ходу: чо-чо-чо — солнце на небе печёт,

Ох, доска кончается, чу-чу-чу — я стучу, стучу, стучу,

Сейчас я упаду! чи-чи-чи — мы сидели на печи.

Щ 1. Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ 2. ащ - ощ - ущ - ищ

ща - ще - щу - щи

3. Вещь, овощ, щит, щёки, щипцы, вещи

4. Щенок пищит в ущелье. Дети ищут щенка. Щенок щиплет щётку.

5. Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Ты нас, мама, не ищи: Щиплем щавель мы на щи.

Соноры Р, Р", Л, Л"

Р 1. Р-Р-Р-Р-Р-Р 2. ра - ро - ру - ры ар - ор - ур - ыр тра - тро - тру - тры атр - отр - утр - ытр

3.

рак

ворона

пар

парта

трава

рот

куры

Двор

корка

трубы

руки

кенгуру

сыр

бурка

виноград

рысь

барабан

мир

дырка

торт


4. Мы с Тамарой ходим парой, Санитары мы с Тамарой.
К нам во двор пробрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдёт, Если крот раскроет рот.

Р" 1. Р"-Р"-Р"-Р"-Р"-Р

2. ря - ре - рю - ри

арь - орь- урь - ырь

кря - кре - крю - кри

акрь - окрь - укрь - ыкрь

3.

Рябина

дерево

дверь

пряники

ремень

ириска

букварь

брюки

репка

зарядка

сухарь

грядка

ребёнок

берёза

фонарь

абрикос


4. Рита варит рис. Боря ремонтирует приёмник.
5. У моей сестры Марины Открываем календарь: Щёки, будто мандарины, Начинается январь. А сама сестра Марина В январе, в январе Чуть побольше мандарина. Много снегу на дворе.
Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.

Л 1. Л-Л-Л-Л-Л-Л 2. ал - ол - ул - ыл ла - ло - лу - лы кла - кло - клу - клы акл - окл - укл - ыкл

3.

мел

полка

луна

балык

яблоко

пенал

палка

лапа

холод

клоун

пол

вилка

локоть

палуба

клубника

бал

булка

пила

палатка

свёкла

4. Мила мыла пол в классе.

Алла ела яблоко.

5.

Белый снег,

— Заяц белый,

Белый мел,

Заяц белый,

Белый заяц

Ты куда

Тоже бел

За лыком бегал?

А вот белка

Заяц белый

Не бела.

Отвечал:

Белой белка

— Я не бегал,

Не была.

Я скакал.


Л" 1. Л"-Л"-Л"-Л"-Л"-Л" 2. ля - ле - лю - ли аль - оль - уль - иль для - дле - длю - дли адль - одль - удль - идль
3. Лена калина моль пальто туфля липа колено пыль пальма блины лёд метель уголь дельфин клён люди салют шаль бульдог клюв
4. У Лены зелёная лента. Люда поливает тюльпаны из лейки.
5. В лесу метёт метелица, Белым снегом стелется, " А мы валенки надели - Не боимся мы метели.

Фонематический слух

1 . Различение на слух фраз, слов, слогов (при помощи шумового сигнала: хлопков, колокольчика, погремушки и т.д.)
а) На лугу пасутся козы. У Сони длинные косы. На клумбе расцвели розы. На траву выпали ранние росы.
б) барка — балка балка — палка балка — булка
в) па — ба ба — па ши — жи жи — ши зы — сы сы — ши
2. Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда и ряда слов а) а а, о, у, ы, а, и, а, ы, у б) п па, ба, пы, по, бу, ап, збо в) б бант, поле, будка, панама, банан, дом 3. Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов санки, суба, шапка, шуба, шанки, санка, сарик, и т.д.

Приложение:
Картинный материал (цветная вставка)






























































Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Затем исследуют звуки в словах и предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:

гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

свистящие, шипящие, аффрикаты: С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ч Щ;

сонорные: Р, Рь, Л, Ль, М, Мь, Н, Нь;

глухие и звонкие парные: П - Б, Т - Д, К - Г, Ф - В - в твердом и мягком

звучании: Пь - Бь, Ть - Дь, Кь - Гь, Фь - Вь;

мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ

(также Дь, Мь,Ть,Сь).

При обследовании необходимо отметить характер произнесения ребенком изолированных звуков, указав характер нарушения (например, звук С - межзубный: звук Ш заменяется межзубным С; звук Ч заменяется Ть и т.п.). артикуляционный речь логопедический

Используют задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т.к. при этом создаются условия, облегчающие артикуляторное переключение одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности деннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.

Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, КАП - ПАК). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем - более близкие. При этом отмечаются случаи, когда детям не удается моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усредненной» артикуляции (например, Т и Д передаются одним и тем же полузвонким, Т и Ть - полумягким).

Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры.

Произношение шипящих и свистящих звуков можно обнаружить на примере слов собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса, шапка, шуба. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях. Например:

У кошки пушистый хвост.

Саша уступил место старушке

Медвежонок залез на сосну

У наседки пять пушистых цыплят

В чаще щебечут птицы. И др.

Произношение сонорных звуков Р, Рь, Л, Ль, М, Мь, Н, Нь исследуется изолированно, а также в слогах и словах (парта, лодка, тарелка, кролик, портфель, пропеллер, маляр, рельсы, рояль, крылья и др.).

Предложения для повторения:

Лара разбила тарелку.

Маляр красит ларек.

Корабль украшен флагами.

Орел - на горе, перо - на орле. И др.

При обследовании произношения согласных звонких и глухих (П - Б, Т - Д, К - Г, Ф - В, С - З) нужно учитывать, что степень оглушения детьми согласных может проявляться не всегда в равной мере. Слова для повторения: белка, вагон, кубики, бумага, звонок, медвежонок.

Предложения для повторения:

На дубе прыгает белка.

Дети видели в лесу перо дятла.

У Зины болят зубы.

Соня завязывает синий бант.

Змея шипит, а муж жужжит. И др.

Произношение мягких и твердых согласных обследуется на примере их сочетаний с согласными И, Я, Е, Ё в словах: дети, котенок, рюмка, бельё, пять.

Предложения для повторения:

У кошки пять котят.

Ребята любят изюм.

Тетя Нюра сварила кисель из клюквы. И др.

С помощью специальных заданий выявляют способности к переключению артикуляционных движений. Ребенку обычно предлагают несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется. Отмечается, легко ли удается переключение.

А-И-У, У-И-А т.д.;

КА-ПА-ТА, ПА-ТА-КА, ТА-ПА-КА;

ПЛА-ПЛУ-ПЛО, ПЛО-ПЛУ-ПЛА и др.;

КАП-ПАК-КАП-ПАК…

РАЛ-ЛАР-РАЛ-РАЛ…

Проверятся также умение произносить слоги с множественным стечением согласным: СКЛА, ВЗМА, ЗДРА и т.п.

Чтобы обследовать умение ребенка произносить слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравнивают и отмечают, что именно ребенку легче выполнить.

Важно отметить также, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных или неусвоенных звуков. Отмечается характер искажения:

сокращение числа слогов: маток вместо молоток,

упрощение слогов: туль вместо стул,

уподобление слогов: татуетка вместо табуретка,

добавление числа слогов: команатама вместо комната,

перестановка слогов и звуков: деверо вместо дерево.

Следует проверить умение производить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова ребенка предъявляются для повторения предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности:

Петя пьет горькое лекарство.

На перекрестке стоит милиционер.

Космонавт управляет космическим кораблем. И др.

Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классификацией.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения: отсутствие звука, искажение звука, замена звука, смешение звука. Отсутствие звуков, в особенности трудно артикулируемых, наблюдается очень часто у детей с самыми различными формами речевой патологии. Иногда в речи детей с хорошим фонетическим восприятием вместо полного выпадения звука в некоторых позициях появляются призвуки.

Появление призвуков, особенно с слогах типа ССГ, также отмечается у детей с чрезмерной, утрированной артикуляцией, когда в качестве самостоятельных звуков выявляются кратковременные переходные фазы артикуляции, которые в обычной речи не воспринимаются слушателем. Это происходит также из-за недостаточной полной иннервации у детей с дизартрией. Наряду с вставками звуков у тех детей обнаруживаются частые пропуски звуков или их редукция, упрощающая артикуляцию трудных стечений согласных.

Нередко в процессе возрастания объема речевой практики отсутствующие звуки заменяются искаженными. Искажение звука характеризуется его стабильностью в различных формах речи.

Произносительные ошибки могут быть по-разному оценены с точки зрения коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, неразличение их. Последние считаются более грубыми, т.к. они нарушают смысл высказывания. Л.В. Щерба предлагать называть «ошибки первого типа ошибками выговора, или фонетическими, а вторые - звукосмысловыми, или фонологическими».

Понятно, что фонологические ошибки не могут не быть фонетическими, и поиск наиболее точного разграничения произносительных ошибок по их значимости для процесса коммуникации продолжается.

Например, в артикуляции губных звуков выявляются:

фонематические ошибки: - неразличение и смешение п-ф, б-в, ф-в и т.п.

фонетические ошибки - произношение звуков в и ф как губно-губных.

При произношении сонантов часто имеют место фонематические ошибки: л-р; л-н, л-ль,р-рь и т.п.; фонетические ошибки: р - одноударное, л - двугубное и т.п.

Такие категории дефектов, как смешения и замены звуков, составляют особую группу, т.к. в этих отклонениях от нормативного произношения проявляется нестабильность всей звуковой системы языка. Дети могут смешивать звуки в одних позициях в слове и произносить правильно в других. Один звук может иметь несколько разных субститутов. Замены звуков могут быть постоянными, но часто и они носят изменчивый характер в различных формах речи. В этих группах дефектов, имеющих фонологический характер, проявляется нарушение звуковых противопоставлений, затрагивающее часть или всю звуковую систему, в зависимости от количества смешиваемых звуков.

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата имеет важное значение для определения возможных причин нарушения звуковой стороны речи ребенка и планирования коррекционных упражнений. При обследовании нужно оценить степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и вывить уровень доступных движений.

В первою очередь при логопедическом обследовании следует охарактеризовать особенности и дефекты анатомического характера.

Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

Зубы: неправильный прикус и посадка зубов, деформация верхнего зубного ряда.

Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.

Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок, отсутствие его.

В логопедической практике нередко встречаются дети с аномалиями строения артикуляционного аппарата. К ним, в первую очередь, относятся дети-ринолалики со сквозной расщелиной твердого и мягкого неба, расщелиной мягкого неба или только язычка, а также дети с укороченным мягким небом и субмукозной расщелиной. С небными расщелинами обычно сочетаются и деформации челюстей, неправильное развитие и расположение зубов, несросшаяся верхняя губа, деформированные ноздри и др. Движения мышц лица, языка и губ вялые, рудименты мягкого неба и язычка малоподвижны, пассивно свисают. Слабо развиты мышцы языка и задней стенки глотки.

Обследование моторики артикуляционного аппарата начинается с наблюдений за состоянием мимической мускулатуры в покое: отмечается выраженность носогубных складок и их симметричность, характер линии губ и плотность их смыкания. Устанавливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мимической мускулатуры. Отмечается появление сопутствующих движений (синкинезий), асимметричность носогубных складок при оскале.

Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата следует производить путем многократного повторения требуемого движения для выявления малозаметных, негрубых нарушений. При этом отмечаются качественная сторона каждого движения, время включения в движение, истощаемость движения, изменение его темпа и плавности, объем, появление содружественных движений. Таким образом, могут быть выявлены стертые формы пареза. В легких случаях дизартрии при такой нагрузке может появиться слюнотечение.

Во время логопедического обследования необходимо также выяснить, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, часто ли поперхивается, не наблюдалось ли в раннем возрасте расстройства дыхания.

Движение губ : смычка, оскал, вытягивание вперед.

Исследование функций мимической мускулатуры имеет особенно важное значение для обследования детей с дизартрией и использования этих данных в коррекционной работе. При двусторонних параличах лицевого нерва звуки Б-П и М замещаются звуком Н. При увеличении функциональной нагрузки на мышцы рта (ребенок многократно произносит губные звуки Б-Б-Б, П-П-П) может выявиться менее активное участие правой или левой стороны губ.

Движения языка: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево; распластывание языка, высовывание «жалом» и др.

Паретичность языка проявляется в малом объеме движений, отклонениях, истощаемости, неплавности движений. Движения языка должны быть достаточной силы, чтобы удержать его определенное время, необходимое для произнесения той или иной фонемы, в точке артикуляции. Точность и быстрота движений также являются необходимым условием внятности и четкости артикуляции.

Важно отметить повышение тонуса языка, что выражается в его напряженности, в резком выдвижении кончика; подергивания при произвольных движениях указывают на тонические расстройства.

Паралич язычка мягкого неба всегда отражается на функциональном состоянии языка и вторично нарушает артикулирование язычных звуков, делает весь процесс артикуляции напряженным и замедленным.

Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случаях одностороннего пареза он отклоняется в «здоровую» сторону.

Состояние мягкого неба: поднимание небной занавески при энергичном произнесении звука А, наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателя к мягкому небу).

В очень тяжелых случаях псевдобульбарной дизартрии могут отсутствовать произвольные движения губ, языка и других органов артикуляции, и тогда удается обнаружить некоторые рефлекторные движения: например, раздвигание губ при улыбке, вытягивание губ на подносимую ко рту пищу, отдергивание языка при прикосновении шпателем, движения мягкого неба при покашливании, зевании.

Нужно учитывать, что артикуляционные трудности в спонтанной речи могут усугубляться различными факторами: возбуждением, утомлением, усложнением содержании речи в интеллектуальном или лингвистическом отношении. Обследование следует проводить в наиболее благоприятные для ребенка моменты, учитывая вместе с тем влияние факторов, изменявших внятность речи.

Перечисленные нарушения чаще всего обусловлены расстройствами периферической иннервации артикуляционного аппарата. Недостатки артикуляции могут быть обусловлены и нарушением более сложных форм организации речевого акта и проявляться в элементах оральной апраксии. Специфичность апраксичеких нарушений в области артикуляционного аппарата проявляется в непостоянстве, нестабильности дефектов звукопроизношения, поиске правильной артикуляции звука. Речь детей в этих случаях неплавная, несколько напоминающее заикание.

Для выявления оральной апраксии ребенку предлагается воспроизводить за логопедом определенные движения языка и губ: вытянуть губы, оскалить зубы; высунуть широкий, распластанный язык и сделать его трубочкой и другие подобные серии движений. Отмечаемые при этом затруднения (трудности переключения, застревание на одном типе движений, недостаточная дифференциация движений) указывают на нарушения орального праксиса.

Встречаются случаи, когда ребенок не может воспроизвести движения губ, не воспользовавшись зеркалом. Он не может показать, в какой точке логопед прикоснулся к языку, губам, лицу, не может соотнести различные точки на картинке (схеме), изображающее лицо, с собственным лицом (т.е. не показывает «на себе»). У него проявляются нарушения тактильного и кинестетического гнозиса. Такие явления часто встречаются у детей с остаточными явлениями детского церебрального паралича.

Окончательное суждение о природе двигательных нарушений артикуляционного аппарата может быть сделано путем сопоставления данных раннего моторного развития, подробного неврологического обследования, а в некоторых неясных случаях - после анализа эффективности коррекционных занятий по усвоению правильного звукопроизношения.

ВВЕДЕНИЕ

Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с, с", з, з", ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л", р, р, j), заднеязычные (к, к", г, г", х, х"), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т, д, н,).

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное), или полиморфное.

В любой из вышеперечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

  • искаженное произношение звука. Например: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого нёба, а не кончика языка;
  • отсутствие звука в речи ребенка, т. е. неумение произносить его. Например: «коова» (корова);
  • замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Например: «колова» (корова).

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими (некоторые авторы дают им определение антропофонические или моторные), так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы данного языка, а звучит искаженно, но это не влияет на смысл слова.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в результате чего дети не слышат разницы между звуком и его заменителем (например, между р ил ). Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им определение фонологические или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. Например, рак звучит как «лак», рожки — как «ложки».

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой — искажаются. Например, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д (собака— «тобака», зайка — «дайка», цапля— «тапля»), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, как одного из его компонентов, фонематического слуха.

Нарушения групп звуков обозначаются терминами, образованными от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы:

  • фонетические нарушения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмы, а фонематические — парасигматизмы — от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с;
  • фонетические нарушения звуков л и л" называются ламб-дацизмы, а фонематические — параламбдацизмы — от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л;
  • фонетические нарушения звуков р и р" называются рота-цизмы, а фонематические — параротацизмы — от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р;
  • фонематические нарушения звука j называются йотацизмы, а фонематические — парайотацизмы — от названия греческой буквы йота, обозначающей звук;
  • фонематические — паракаппацизмы — от названия греческой буквы каппа, обозначающей звук к фонетические нарушения заднеязычных звуков называются каппацизмы, а.

Нарушения групп звонких и мягких звуков специальных терминов не имеют — их называют:

  • дефекты озвончения;
  • дефекты смягчения.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др.), надо четко знать разновидности сигматизмов и парасигматизмов, ламбдацизмов и параламбдацизмов и др., их отличия от нормы как по артикуляции, так и по звучанию. Но одних теоретических знаний недостаточно — логопед должен выработать у себя необходимые для обследования звукопроизношения умения и навыки:

умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;

умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движения не получаются, какое участие принимают губы, нижняя челюсть, каждая часть левой и правой половины языка;

умения и навыки общения с детьми, страдающими нарушениями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе которой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдельных словах, при их изолированном произнесении).

Целесообразно придерживаться определенного порядка проверки, чтобы ничего не пропустить и собрать необходимый материал, на основе которого можно будет составить план работы по исправлению у ребенка недостатков звукопроизношения. Для этого логопед заводит тетрадь, в которой фиксирует все ошибки воспитанника.

В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена.

Старшим детям логопед может предложить повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома. Если этого будет недостаточно для определения нарушений звуков, целесообразно воспользоваться картинкой. Описанные приемы помогут логопеду определить, простое или сложное нарушение у ребенка, выявить форму нарушения каждой группы звуков, а исходя из этого, решить, какое это нарушение — фонетическое, фонематическое или фонетико-фонематическое, установить его вид (сигматизм, парасигматизм или др.).

Поскольку необходимо определить не только вид, но и разновидность нарушения, логопед, предлагая ребенку называть предметные картинки, вслушивается в его речь, определяет особенности звучания исследуемых звуков, отмечает, какое положение занимают при этом органы артикуляционного аппарата. Например: вместо звука с слышен шепелявый звук, при его произнесении кончик языка просовывается между зубами, вместо того чтобы находиться за нижними резцами. Все это характеризует межзубный сигматизм. Таким образом, логопед выявляет разновидность сигматизма. А точное определение нарушения звука помогает выбрать соответствующую методику работы.

Далее определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук, логопед просит малыша повторять этот звук за собой, используя различные игровые приемы и картинки-символы. Затем ребенку даются предметные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. А при повторении за логопедом фраз, насыщенных данным звуком, выявляется умение правильно употреблять его во фразовой речи. Ниже приводятся образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков.

Собака ест мясо. У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.

У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит — жжж. Щеткой чищу я щенка. Девочки и мальчики скачут как мячики.

Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

Логопед отмечает в тетради результаты проверки (произнесение изолированного звука, в словах, во фразах), определяет уровень нарушения и делает вывод о характере коррекционной работы (постановка звука, автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем).

В ряде случаев выявление уровня нарушения звука осложняется тем, что дети не могут правильно повторить за логопедом предложения. У некоторых дошкольников наблюдаются разные замены одного и того же звука, часто зависящие от соседних звуков или слов, перестановки и пропуски слов в предложении (ребенок не может удерживать в памяти фразу), ошибки в окончаниях слов (ребенок не согласовывает слова в роде, числе, падеже), пропуски предлогов или неправильное их употребление. Иногда все эти ошибки могут встречаться у одного ребенка и не только при назывании сюжетных картинок, пересказе, рассказывании, но и при повторении предложений. Такие же ошибки могут наблюдаться в речи ребенка и на занятиях, особенно по родному языку и формированию математических представлений. Наличие ошибок в словаре, фразовой речи указывает на то, что нарушение звукопроизношения является частью другого, более сложного, дефекта речи. Соответственно это будет влиять и на методику работы по его коррекции.

Так как фонематические дефекты звукопроизношения обусловлены нарушением фонематического слуха, логопед должен проверить его состояние. Для этого логопед определяет умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие группы звуков: свистящие — шипящие (с — ш, з — ж, с" — щ, ц — ч), сонорные (л — р), звонкие — глухие (б — п, д — т, г — к ), твердые — мягкие (т - т , , д — д",н — н" ). Одним из наиболее доступных приемов проверки является такой. Логопед просит ребенка повторить за ним в той же последовательности два слога, например: са — ша (ши — сы; со — шо; шу — су и др.) — для детей пяти лет. Шестилетним детям можно предлагать для воспроизведения по три слога, например: са — ша — са (сы — сы — ши; шо — со — шо; шу — шу — су). Проговаривая слоги, логопед закрывает рот экраном (можно листом бумаги), который держит на расстоянии 10—15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционного аппарата (при с губы в улыбке, при ш округленные, выдвигаются вперед) и различал звуки только на слух. Сначала логопед произносит звуки медленно, затем постепенно убыстряет темп.

Так как фонетические нарушения звукопроизношения связаны в основном с нарушением речедвигательного анализатора, логопед должен зафиксировать все отклонения в строении органов артикуляционного аппарата — челюстей, зубов, твердого нёба. Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):

прогения — передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед;

прогнатия — передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед;

открытый прикус — при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей остается свободным промежуток между верхними и нижними зубами. Если промежуток образуется между передними зубами при сомкнутых боковых, это передний открытый прикус; если промежуток наблюдается между боковыми зубами при сомкнутых передних, это боковой открытый прикус.

Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка. При прогении затруднено положение широкого кончика языка за нижними резцами, что необходимо для произношения свистящих звуков. При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков. При переднем открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придает шепелявый оттенок звуку; при боковом открытом прикусе боковой край языка просовывается в щель между коренными зубами и туда же уходит воздушная струя, что придает звукам хлюпающий оттенок.

Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда: отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы, что может влиять на формирование направленной воздушной струи. Во всех этих случаях надо направить ребенка к специалисту-ортодонту в стоматологическую поликлинику. Но это не значит, что с таким ребенком не надо заниматься. Если у него хорошо работают подвижные органы артикуляционного аппарата и достаточно развит фонематический слух, можно добиться положительных результатов посредством занятий по исправлению звукопроизношения.

Обычно у тех детей, у которых недостаточно сформирована артикуляционная моторика, бывает также недостаточно развита и скоординирована мелкая моторика рук. Для ее проверки используются следующие упражнения:

одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх-то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу);

кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы; при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол;

положить кисти обеих рук на стол: левую ладонью вниз, правую ладонью вверх, затем одновременно перевернуть ладони;

положить кисти обеих рук на стол — ладонь левой руки сжать в кулак, а правой — раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т. е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую;

поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то левой рукой, локоть при этом стоит на столе;

последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.

Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок правильно сидел: высота стула и стола должна быть такой, чтобы локти малыша все время спокойно лежали на поверхности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твердой опоре.

В процессе этих упражнений учитывают точность выполнения движений в различном темпе (от медленного до быстрого). Отмечают также, участвуют ли органы артикуляционного аппарата в выполнении движений рук, например, если ребенок закусывает губу или язык и т. п., это свидетельствует о недостаточной сформированности двигательной сферы.

Итак, в ходе обследования логопед фиксирует все данные в тетради для индивидуальной работы с ребенком. Анализ результатов обследования даст логопеду, возможность, определить нарушение и наметить наиболее эффективный путь его коррекции. Далее логопед приглашает родителей, чтобы показать им, какие звуки и как говорит их ребенок, как он различает звуки, как работают его органы артикуляционного аппарата, как развита мелкая моторика рук. Родители должны знать, что, как и зачем надо в дальнейшем делать. Необходимо, чтобы они стали сознательными и заинтересованными помощниками логопеда в работе по устранению недостатков звукопроизношения у ребенка.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,— этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах логопед воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап

Цель этого этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех, звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка, т. е. логопед выделяет, что и как нарушено. Так, при правильном произнесении звука с боковые края языка плотно примыкают к верхним коренным зубам. Если же, например, у ребенка левый (правый) край языка опускается и пропускает воздушную струю вбок, логопед подбирает игровые упражнения для его укрепления.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы логопед мог контролировать его качество, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движении и положений органов артикуляционного аппарата).

Постановка звука

Цель этого этапа — добиться правильного звучания изолированного звука.

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых, связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (логопед контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате стадии ставится звук с .

Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата, принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка логопед может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) иди туго набитую ваткой, длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с , логопед плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.

Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей логопеду, что следует делать в том или ином случае, ему нужны определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять все намеченное.

Автоматизация звука

Цель данного этапа — добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ста, спа, сна, сны, ско, сфу и т. п. Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.

Автоматизация звука в словах — это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове - в начале, в середине, конце — подбирают по 20—30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60—90 картинок.

Дифференциация звуков

Цель данного этапа — учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2—3 ребенка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться логопед), содержание (игра, упражнение и т. п.) и заканчивается подведением ребенком итога по вопросам логопеда. При подготовке к занятию логопед продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но четкую), как организовать, то, или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т. д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от логопеда тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения, - М., -1999.
  2. Л.Н. Ефименокова. Формирование речи у дошкольников. - М.,1995.
  3. Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. Основы теории и практики логопедии. - М., 1998.
  1. Введение
  1. Обследование звукопроизношения у дошкольников
  1. Основные направления коррекционной работы
  1. Вывод
  1. Литература

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

губы - толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

зубы - редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние;

прикус - открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

челюсти - верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

нёбо - узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;

язык - массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции, например: облизать языком губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким, распластанным, а затем узким, поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот; вытянуть губы вперед трубочкой, а затем растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д.

При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

Обследование звукопроизношения. В результате этого обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков - при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.

Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Например, при проверке произнесения звука с предлагаются следующие картинки:

санки, автобус, усы, сковорода

ш: шишка илишапка, душ, чашка

л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа

и: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк

р: радуга, корова, забор, труба

г: гамак, вагон, нога

к: мак, комната, ветка

х: хлеб, муха, мох, охотник

с: санки, коса, нос, стакан, стол

с": сети, семь, Вася

з: завод, зубы, коза, звезда

з": зима, бузина, газета

ц: цапля, солнце, палец, цветок

ш: шишка, пышка, шуба, шкаф

ж: жук, кожа, ножи ч: чайник, качели, печка, ночь щ: щетка, щепки, плащ, клещи л": малина, лебедь, полено

Рис. 7. Картотека наглядного материала

Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком - прямые и обратные.

Как правило, подобного обследования оказывается достаточно, чтобы выявить отклонения в звукопроизношении ребенка. Однако можно встретиться и с таким случаем, когда в каком-то одном слове (называя предъявленную картинку) ребенок произносит звук правильно, а в самостоятельной речи искажает его или заменяет другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемые звуки во фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести подряд несколько фраз, в которых, бы возможно чаше повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки.

При обследовании состояния звукопроизношения особое внимание нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (отдельных словах и фразах). Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки с иш, однако вречи их не дифференцирует, заменяет один звук другим («У коски пусиштый хвост»). (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.

Для обследования подбирают специальные картинки - предметные и сюжетные (рис. 7). При подборе картинок следует предусмотреть произнесение ребенком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы. Ниже приводится примерный перечень слов и словосочетаний:

к-х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;

л-й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;

с-ш: у Сашеньки шесть стеклышек. Саша идет по шоссе. Машинист сошел с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

з-ж: у Зои желтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал;

с-с"-ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;

т"-ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать;

ч-ц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, кончается, лечебница;

ч-щ: чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки;

с-ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница;

щ-с: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий;

л-р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла, мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролер.

Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребенку повторять их отраженно.

Обследование слоговой структуры слова. Иногда, помимо нарушений в произношении фонем, у детей наблюдаются особые трудности в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных. Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместоигрушечный и т. п. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры - со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Вот примерный перечень таких слов:

медведь абрикосы аквариум под мухомором

дверь проспект демонстрация регулировщик

трамвай скатерть холодильник телевизор

верблюд ласточка перекресток со сковородки

сахарница хворост фотографироваться слепили снеговика

полотенце игрушки чернильница мотоциклист ящерица транспорт учительница велосипедист

Обследование фонематического восприятия. После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т. д.), звонких и глухих(да-та па-ба, и т. д.), сонорных(ра-ла, ри-ли и т. д.), мягких и твердых(са-ся, ла-ля и т. д.). С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например:са-ша, ша-са, ач-ащ, са,-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их проверяется следующим образом: ему предлагают, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слогша, ребенок поднимает руку. Можно также предложить ему написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги.

Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жук -сук, том -дом -ком, дом -сом, мишка -миска, коза -коса, лужа -лыжи, день -тень -пень. Эту проверку проводят разными способами: можно предложить ребенку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что такоелужа и что такоелыжи?») и др.

Можно также предложить ребенку повторять за логопедом сходные слова, например: Маша -Даша -каша; Паша -наша -ваша; тень -день, день -пень-, бак -лак -мак -так -рак; жук -лук -сук -тук и т. п. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.

В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести дислалии, а также наметить пути коррекции дефекта.

«Воспитание детей с нарушениями речи» - Теоретическая основа. Изобразительное народное творчество. Народный месяцеслов. Актуальность. Фольклор как отражение жизни народа. Разделы программы. Кружок. Цель и задачи программы. Детство – рассвет жизни, основа судьбы. Фотогалерея. Распределение кружковых занятий. Межпредметными связями. Музыкальное народное творчество.

«Связная речь у детей с ОНР» - Связная речь. Обучение связной речи. Обучение самостоятельному составлению рассказа. Схема обследования связной речи. Развитие связной речи. Схемы для составления рассказа. Рассказывание с элементами творчества. Система коррекционно-логопедической работы. Механизмы нарушения связной речи. Обучение пересказу.

«Словообразование у детей с ОНР» - Подготовка. Точное слово. Лексическая тема. Ягоды. Демисезонная одежда. Реальности наших дней. Деревья. Лес, ягоды, грибы. Перелетные птицы. Одежда. Птицы. Метод наглядного моделирования. Кустарники. Лес. Использование моделирования в формировании навыка словообразования. Грибы. Метод. Подготовка животных.

«Связная речь у детей с ФФНР» - Ряд занятий. Солнечная полянка. Сравнительное описание лисы и зайца. Работа с логопедическими сказками. Освоение разных типов текстов. Психологи. Язык и речь. Развитие связной речи. Грамматический строй речи. Лексическая сторона речи. Звуковая культура речи. Модели. Взаимодействие педагога и ребенка.

«Музыкальные занятия при речевых нарушениях» - Музыкальные занятия. Коррекционная работа. И воспитателями логопедических групп. Чулково. Музыка лечит тело и душу. Рекомендации. Цели и задачи. Учитель– логопед. Рассмотрим каждое из направлений. Педагог- психолог. Музыкально-ритмические движения. Музыкальный руководитель. Логоритмические занятия. Логоритмические занятия проводятся в тесной связи с учителем– логопедом.

«Мышление у детей с ОНР» - Логические задачи. Формы организации работы с родителями. Игровые приёмы. Развитие логического мышления у детей с ОНР средствами математики. Цель. Занимательный материал. Математические корзинки. Логоформочки. Целенаправленная работа по теме. Юные математики. Волшебная восьмёрка. Загадки. Кораблик «Брызг – брызг».

Всего в теме 13 презентаций

просмотров