Классный час на тему самый необходимый человек. Классный час «Быть человеком. Классный час «Будь Человеком, человек!»

Классный час на тему самый необходимый человек. Классный час «Быть человеком. Классный час «Будь Человеком, человек!»

Классный час «Будь человеком -Человек».

Цель: Расширить представления о человеке

Задачи: -помочь учащимся составить представление о положительных и отрицательных качествах, задуматься о своем месте в жизни,

Способствовать формированию у учащихся правильного отношения к нравственным ценностям.

-развивать умение анализировать свои внутренние качества.

Развивать умение слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки и достоинства.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Оборудование: солнечный круг, желтые полоски-лучи, фломастеры, клей-карандаш,макет часов, детали часового механизма, весы, гирьки, картон, конверты,цветные картинки, символизирующие круг социальных связей и отношений, аудиомагнитафон, аудиозапись.

(Дети сидят по группам)

Ход классного часа:

1. Разговор учащихся (выходят с разных сторон к доске)

Учитель. Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное ?

1-й ученик. Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать все, что захочет.

2-й ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека - быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятностей, все точно рассчитает.

3-й ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.

4-й ученик. Я считаю, что главное в жизни - быть Человеком.

5-й ученик. Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Что – то я не понимаю?

Учитель А правда, ребята, что значит быть Человеком? Каким же в этой жизни быть, чтоб званье Человека заслужить? Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит быть человеком, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее надо прожить, чтобы оправдать это звание _ Человек. Давайте и мы сегодня на занятие поразмышляем над вопросом – что значит быть человеком.

Чем кроме внешних признаков должен обладать человек?

Обведите свою ладошку.

Над каждым пальчиком ладошки надписать те качества, которыми вы обладаете пользуясь словариком качеств.(дети зачитывают свои ответы)

-Все люди разные, у каждого есть свои особенности и черты характера . Набор их достаточно сложен и делает каждого человека личностью .

2.Формулирование темы классного часа.

Вы, конечно, назвали в основном хорошие качества, но только ли положительные качества есть в человеке?

А какие еще?

Конечно, человек обладает не только положительными, но и отрицательными качествами. Иногда бывает сложно оценить себя, свои поступки и окружающих. Дать правильную оценку невозможно без сравнения себя с другими людьми. Зная себя, лучше поймешь других.

3. Проблема выбора. (На столе стоят весы, в процессе беседы ученики расставляют гири на чаши весов)

Многое ли может сделать человек в вашем возрасте?

Вы можете посадить дерево ? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки).

А можете его и сломать?

Можете ли вы обидеть друга ? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Защитить слабого?

Помочь решить задачу другу? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки)

Дать списать домашнее задание? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Порвать книгу? (учитель ставит гирьку на другую чашу весов, где обозначены плохие поступки)

Смастерить кормушку? (учитель ставит гирьку на чашу весов, где обозначены хорошие поступки)

От того,какой поступок совершит человек зависит и тот след , который он оставит в этом мире. На данный момент чаши весов уравновешены. Какая чаша перевесит,решать вам. Выбор делаете вы. Помните, если в человеке преобладают отрицательные черты характера, то его жизнь может измениться в худшую сторону. Они обязательно окажут плохое влияние на отношения с окружающими людьми, наверняка помешают спокойной счастливой жизни и умению радоваться каждому прожитому дню.

4. Добрые поступки.

Итак, каждый человек несет ответственность за свои поступки . А «Я» -маленькая частичка, подобная шестеренке в часовом механизме. Стрелки часов движутся, и вся наша жизнь - это бесконечное движение, действие.

Вспомните, какие хорошие поступки вы совершили в ближайшее время для школы, дома, для товарищей.

(Ребята рассказывают о добрых поступках . В процессе беседы, учитель крепит к макету часов детали часового механизма, их столько, сколько добрых дел учащиеся назовут.)

- Что чувствовали люди, которым вы делали добро?

Что чувствовали вы сами . (Радость, счастье, восторг, умиление ) .

- Как приятно, когда с тобой рядом столько вежливых, воспитанных людей, которые в трудную минуту придут на помощь, помогут решить какую-то проблему, помогут всегда добрым словом и делом, которые знают, что такое хорошо и что такое плохо.

Учитель обращает внимание учащихся на часовой механизм, который получился в ходе беседы.

Посмотрите, какой сложный механизм у часов. Каждая шестеренка выполняет свою роль. Сложный механизм не только у часов, давайте в этом убедимся.

5. Создание коллажа.

Задумывались ли вы,каково место каждого из нас в этом мире?

По мере взросления круг вашего общения расширяется

Кто и что вас в этом мире окружает? (родители, одноклассники, друзья, учителя, увлечения,хобби)

В этих социальных отношениях человек и проявляет свою личность, свое Я .

Я предлагаю вам конверты с набором различных картинок, символизирующих круг ваших социальных связей и отношений. Создайте коллаж на тему «Я в этом мире». Себя вы можете обозначить условно фигуркой, символом.

Учащиеся создают коллаж под песню «Ты человек » из к/ф «Приключения Электроника»

А теперь давайте посмотрим, как многогранен наш мир, и где вы в нем.

(Учащиеся раскладывают свои работы на столе, таким образом создаётся большая единая картина.Учитель кратко беседует с каждым, ученики расссказывают, почему они выбрали именно такие картинки для изображения своих увлечений).

Человек представляет из себя ничто иное, как сумму всех его отношений с окружающими его людьми . Какие мы есть в этих отношениях, такие мы и как личности, такое наше «Я».

7. Подведение итогов.

Итак, ребята, мы сегодня искали свой путь понимания кто таков - человек и каково его место в этом мире.

Мир, который нас окружает, СОВРЕМЕННЫЙ МИР, сложен и труден. Нужно быть очень сильным, умным, сообразительным, чтобы жить в нем.

Тема эта необъятна, но думается, что некоторые полезные вещи вы почерпнули из нашей встречи.

Рефлексия: Подойдите, пожалуйста, ко мне. Закройте глаза и протяните свои ладошки! У каждого в ладони горошина. На что она похожа? (на планету Земля). Именно такой горошиной она видится из Космоса. Таким же маленьким пока является ваш мирок, ваше Я. Маленьким, хрупким, но таким красивым. Каким станет этот мир в будущем, зависит теперь только от вас. Всё в ваших руках!

Что значит быть человеком?

-Это других уважать,

Это значит слово

- делом подтверждать.

Это не говорить,

что дела нет мне до болей других.

Это пожертвовать личным,

ради спасенья других.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

скромный

умный

честный

откровенный

искренний

уверенный в себе

решительный

целеустремлённый

собранный

смелый, храбрый

уравновешенный

спокойный, хладнокровный

добрый

отходчивый

щедрый, великодушный

изобретательный, находчивый, сообразительный

благоразумный, рассудительный

здравый, здравомыслящий

уступчивый, сговорчивый

трудолюбивый

кроткий, мягкий

заботливый, внимательный к другим

сочувствующий

вежливый

бескорыстный

милосердный, сострадательный

остроумный

весёлый

жизнерадостный, бодрый

серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

самодовольный, тщеславный

Форма проведения : беседа с элементами драматизации.

Цель:

Дать общее представление об историческом развитии философских рассуждений о сущности и назначении человека в этом мире;

Помочь ребятам составить представление о таких понятиях, как добродетель, истинное благо, удовольствие, цель человеческого существования.

Подготовка

Подобрать группу учащихся, которые представят философские воззрения разных эпох по данной теме.

Помочь ребятам в поисках дополнительной литературы и работе по выделению главных и существенных моментов в трудах различных авторов.

Подобрать портреты ученых-философов для демонстрации их через эпидиаскоп.

В связи с тем, что вопросы теста затрагивают некоторые моменты душевного состояния ребят, деликатнее подготовить и провести анонимное тестирование, а результаты обсудить индивидуально с психологом.

Часть первая.

«Мудрые о вечном»

Учитель : Ребята, к нам пришли в гости мудрые философы из прошлых веков. Проблема, которая издавна волнует умы человечества и является темой нашего сегодняшнего разговора, — сущность и назначение человека в этом мире. Давайте послушаем мысли мудрых мужей и попытаемся осмыслить их высказывания, преломив через время столетий. Обсудим эти воззрения и выясним, созвучны ли они с вашими представлениями.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.)

Великий древнегреческий мыслитель, воспитатель крупнейшего полководца древнего мира Александра Македонского

Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает и печаль, и радость, поэтому он свойствен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и несправедливо... Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Эразм Роттердамский (1466—1536)

Выдающийся гуманист, эпохи Возрождения

Человек — это некое странное животное, состоящее из двух чрезвычайно разных частей: из души (anima) — как бы некоего божества (numen) и тела вроде бессловесной скотины.

Блез Паскаль (1623—1662)

Французский математик, физик и философ

Суть человеческого естества — в движении. Полный покой означает смерть.

Как пусто человеческое сердце и сколько нечистот в этой пустоте!

Человек несомненно сотворен для того, чтобы думать; в этом главное его достоинство и главное дело жизни, а главный долг в том, чтобы думать пристойно. И начать ему следует с размышлений о себе самом.

Но о чем думают люди? Вовсе не об этом, а о том, чтобы поплясать, побряцать на лютне, спеть песню, сочинить стихи, поиграть в кольцо и т.д., повоевать, добиться королевского престола, и ни на минуту не задумываются над тем, что это такое: быть королем, быть человеком.

Величие человека в его способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом — основа нравственности.

Славолюбие — самое низменное свойство человека и вместе с тем самое неоспоримое доказательство его высокого достоинства, ибо, даже владея обширными землями, крепким здоровьем, всеми насущными благами, он не знает довольства, если не окружен уважением ближних. Превыше всего он ценит людской разум. Почет — заветная цель человека, он будет всегда неодолимо стремиться к ней, и никакая сила не искоренит из его сердца желания ее достичь.

Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, каков он в действительности.

Роберт Оуэн (1771—1858)

Великий английский мыслитель, социалист-утопист

Ученик: Что такое человек?

Оуэн: Организованное существо или животное, обладающее умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим.

Ученик : Чем отличается он от других животных или известных организованных существ?

Оуэн: Тем, что он одарен умственными и нравственными способностями, превосходящими способности всех остальных животных; благодаря этому он может подчинять своей власти, поэтому он является повелителем животных.

Ученик : Каким образом произошел человек?

Оуэн: Еще неизвестны такие факты, на основании которых кто бы то ни было из людей мог бы дать разумный или удовлетворительный ответ на этот вопрос. В настоящее время бесполезно заниматься рассмотрением этого вопроса, и единственно правильное его разрешение заключается в том, что человек, равно как и все остальные организованные существа, обязан своим происхождением неизвестной ему силе... Всякое существо сообразуется с общими и индивидуальными законами, существующими для его вида.

Ученик : В чем состоит счастье человека?

Оуэн: В приятных ощущениях или умеренном удовлетворении всех его естественных потребностей.

Ученик : В чем состоит несчастье человека?

Оуэн : В болезненных ощущениях или в том, что потребности, вытекающие из его физических или нравственных способностей, не удовлетворяются.

Людвиг Фейербах (1804—1872)

Выдающийся немецкий философ XIX в.

Особым: назначением человек обладает лишь как существо моральное, т. е. как социальное, гражданское, политическое.

Это назначение человек сам избрал для себя, исходя из своей природы, своих способностей и стремлений.

Тот, кто сам не назначает себя для чего-либо, тот и не имеет назначения к чему-либо.

Часто приходится слышать о том, что мы не знаем, какое человек имеет назначение. Кто рассуждает так, тот переносит свою собственную неопределенность на других людей.

Кто не знает, в чем его назначение, тот и не имеет особого назначения.

Максим Алексеевич Антонович (1835—1918)

Русский демократ-просветитель, последователь Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Сотрудник журнала «Современник»

Какая цель человеческого существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни?

Над этим вопросом трудилось много мудрых умов и много почтенных голов.

Самый естественный и ничем не опровержимый ответ на приведенный вопрос тот, что человек существует для того, чтобы существовать, живет для того, чтобы жить.

Цель человеческого существования есть жизнь полная, разумная, приятная, словом, естественная.

К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хорошей жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладострастие и т.п. Для приобретения средств для такой жизни считается дозволительным все: подлости, мошенничества, всякого рода бесчестные дела, раболепство, торговля телом и душою, измена, предательство и т.д. Так что если вы спросите какого-ни- будь негодяя, почему он возлюбил блага жизни, то, по его понятиям, честь и совесть вовсе не относятся к благам жизни.

Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения. Справедливо ли это? Ужели в самом деле разумная добродетель не только не составляет естественной потребности человеческой природы, но даже не гармонирует с нею? Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни.

Разумный человек поступает честно и самоотверженно, потому что этого требуют его ум, его убеждения, его чувства, словом, вся его нравственная природа, получающая высокое наслаждение от удовлетворения; иначе он действовать не может, потому что в противном случае он ощущал бы ад внутри себя, неумолимые укоры совести, терпел бы боль и страдания от неудовлетворения своей нравственной природы.

Источник удовольствия для честного и нравственного человека в нем самом, тогда как для бесчестного богача он вне, в случайных, преходящих обстоятельствах, а внутри он, может быть, терпит целый ад, и его мучит совесть, голос которой он не может заесть обжорством, запить пьянством и заглушить всевозможными чувственными наслаждениями.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948)

Русский философ XX в.

Проблема человека есть основная проблема философии. Еще древние греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя.

Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе имеет космогеническое значение и означает новую стадию жизни космической.

Человеческая природа динамична и изменчива.

Часть вторая, «Обсуждение»

Учитель предлагает обсудить вопросы, которые затронули в своих выступлениях философы различных эпох:

1. Чем отличается человек от животного?

2. Что такое «добродетель»?

3. Понятие «удовольствия» в вашем представлении.

4. Что важнее — богатство душевное или материальное?

5. Каково назначение человека в вашем понимании?

6. Какие цели ставит перед собой нравственно гармоничный человек?

7. Какие мысли философов нашли отклик в вашем сердце, в вашем представлении о сущности и назначении человека в этом мире?

Афоризмы о жизни

Афоризм — это роман, из которого вычеркнуто все лишнее.

М. Генин

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом.

М. Аврелий

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.

Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.

Не завидуй тому, кто сильней и богат. За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат.

О. Хайям

Афоризмы О. Уайльда

Как это глупо — говорить о «неопытной и невежественной юности». Я с уважением слушаю суждения только тех, кто много меня моложе. Молодежь нас опередила, ей жизнь открывает свои самые новые чудеса.

Жизнь — слишком серьезная штука, чтобы говорить о ней всерьез.

Большинство из нас — это не мы. Наши мысли — это чужие суждения; наша жизнь — мимикрия; наши страсти — цитата.

В жизни есть только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь.

В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны. Жизнь — простая штука, и в ней что проще, то и правильнее.

Если хочешь получить от жизни удовольствие, следует хоть в чем-то быть серьезным.

Жизнь — всего лишь дурная четверть часа, состоящая -из чудесных секунд.

Жизнь дарит человеку в лучшем случае одно-единственное неповторимое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это мгновение повторялось как можно чаще.

Жизнь — самый лучший театр, да жаль, репертуар из рук вон плох.

Когда оглядываешься на жизнь, столь трепетную, столь насыщенную переживаниями, заполненную мгновениями столь жарких исступлений и радостей, все это кажется каким-то сном или грезой. Что такое нереальное, если не те страсти, которые когда-то жгли, точно огнем? Что такое невероятное, если не то, во что когда-то пламенно верил?

Что такое невозможное? То, что когда-то совершал сам.

Кто к жизни подходит как художник, тому мозг заменяет душу.

Мир всегда смеялся над своими трагедиями, ибо только так их и можно переносить. Соответственно, все то, что мир всегда воспринимал всерьез, относится к комедийной стороне жизни.

Переделать других — очень легко, себя — намного труднее.

О. Уайльд

Каков же итог жизни? Ужасно мало смысла.

В. Розанов

Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия.

М. Бубер

Стоит жизнь того, чтобы жить, или нет, это единственно серьезный вопрос.

Неизбежно только одно — смерть, всего остального можно избежать.

А. Камю

Сорваться — эффектнее, чем устоять,

Разбить — романтичнее, чем уберечь.

Отречься — приятнее, чем настоять,

И самая легкая вещь — умереть.

Н. Матвеева

Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и с других.

С. Моэм

Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет.

Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь — смерть.

В. Белинский

Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знание.

П. Бомарше

Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.

Ф. Бэкон

Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен.

П. Валери

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Ф. Достоевский

Быть на расстоянии какого-нибудь шага от цели или же совсем не приблизиться к ней — это в сущности одно и то же.

Г. Лессинг

Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее.

М. Эбнер-Эшенбах

Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь, то никакой ветер не будет ему попутным.

Сенека

Самое умное в жизни — все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.

В. Ключевский

Я не боюсь смерти. Значит, жизнь — моя!

В, Шукшин

Жизнь — вредная штука. От нее все умирают.

Первое условие бессмертия — смерть.

Жизнь занимает у людей слишком много времени.

Е. Лец

Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному — борьбе за освобождение человечества.

Н. Островский

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь. Жизнь — совсем не такая простая и легкая штука, которую молено было бы изучить и постигнуть вполне по наставлениям родителей и по казенным учебникам.

Д. Писарев

Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее.

Л. Толстой

Жизнь — это вопрос времени.

В. Резников

Жизнь — вещь грубая. Ты вышел в долгий путь — значит, где-нибудь и подскользнешься, и получишь пинок, и упадешь, и устанешь, и воскликнешь «Умереть бы!» — и, стало быть, солжешь.

В одном не вправе мы жаловаться на жизнь: она никого не держит.

Сенека

Жизнь — игрушка настолько глупая, что ее дарят только младенцам.

Б. Манвилл

Вы все хотите быть честным по отношению к жизни. Но жизнь такая свинья, она все равно вас надует.

К. Ижиковский

Если хочешь, чтобы жизнь тебе улыбнулась, сначала сам улыбнись жизни.

Д.Э. Смит

Умереть — значит присоединиться к большинству.

Петпроний В моей смерти прошу винить мою жизнь.

Г. Мамкин

Завтра никогда не наступает; длится вечное сегодня. Не будущее замкнется смертью, а длящееся настоящее. Не завтра будет смерть, а когда-нибудь сегодня.

Г. Ландау

Жизнь коротка, это понятно; но по сравнению с чем?

А. Моруа

Так жить нельзя, а по-другому мы не умеем.

Б. Крутнер

Жизнь и смерть ходят рядом, но ничего не знают друг о друге.

Э. Кроткий

Часть третья. «Вы живете в согласии с самим собой?»

Психологическое тестирование

(анонимное)

Свернись в себя самого.

Смотри внутрь себя.

Марк Аврелий

Ребятам предлагается психологический тест из 15 вопросов. На вопросы надо отвечать «Да», «Нет», «Не знаю».

Тестовые вопросы:

1. Я вполне доволен собой.

2. Иногда меня беспокоят или нервируют противоречивые мысли и чувства, касающиеся людей или событий.

3. Я могу самостоятельно принимать решения, касающиеся моей личной жизни.

4. Я люблю представлять себе различные ситуации, в которых веду себя совершенно иначе, чем в жизни.

5. Кроме мелких промахов, мне нечего себе поставить в вину.

6. У меня часто возникает такое чувство, что я сам(а) не знаю, чего хочу.

7. Я столь хорошо знаю свое тело (организм), что понимаю, когда мелкие недомогания вызваны моими внутренними конфликтами или душевным разладом.

8. Меня очень огорчает то, что я никогда не достигну идеального состояния собственной личности.

9. Вместо того, чтобы взрываться и злиться, я умею вести мысленный (внутренний) диалог и разговаривать с собой даже тогда, когда проблема вызывает противоречивые мнения или чувства.

10. Иногда я реагирую на определенные (некоторые) ситуации иначе, чем хотелось бы.

11. Есть вещи, в которые я глубоко верю. И такие ценности, во имя которых я сделал(а) бы больше, чем могу сейчас определить.

12. Я всегда спешу, мне не хватает времени, или я берусь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека.

13. Я умею поддерживать себя в трудных ситуациях, а когда у меня есть возможность (время, место и т. д.), то я позволяю себе «переболеть».

14. Я считаю, что сегодня мир так сильно изменился, что добро и зло стали чем-то относительным.

15. Часто, слыша критические оценки других людей в отношении себя, вслух я соглашаюсь с ними, хотя по правде я так не думаю.

Подсчет результатов

Ответ «Да» на вопросы 1, 3, 5,7, 9, 11, 13 — 10 баллов.

Ответ «Нет» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 — 10 баллов.

Ответы «Не знаю» — 5 баллов.

Подсчитайте свои очки.

100—150 баллов

Ваши ответы показывают не только, что вы живете в согласии с собой, но и то, что вы знаете себя и можете себе доверять. Кажется, вы обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и касающихся взаимоотношений с людьми. Вы умеете быть для себя источником силы и поддержкой даже тогда, когда другие люди вашу силу называют слабостью.

50—99 баллов

Очевидно, вы живете не в полном согласии с самим(ой) собой. В вас много сомнений и недовольства собой. Ваши ответы указывают на существование каких-то преград для полного принятия собственной личности. Если бы вы попробовали точно оценить свои возможности и одновременно проявить больше терпимости по отношению к себе (вы человек мыслящий, но и ошибающийся), то тогда, быть может, жизнь приносила бы вам больше удовлетворения.

0—49 баллов

Знаете ли вы причину, по которой так сильно себя не любите? Ваши ответы говорят о почти полном отсутствии принятия себя и согласия с самим собой. Но, несмотря ни на что, будьте другом себе. Для этого подсчитайте, сколько предрассудков и стереотипов вы уже имеете, думая о себе. Не мучайте себя упражнениями воображения. Начните делать то, чего желаете больше всего, даже если этому сопутствует риск или мешает ваш внутренний страх.

Заключение

Учитель подводит итоги классного часа:

Благодарит ребят, которые выступали в роли философов, подчеркивая, что они не только подготовили интересные сообщения, но и искренне попытались их донести до аудитории, выбрав главные и существенные моменты данной темы;

Высказывает мысль, что полученная информация помогла многим ребятам, которые не задумывались или затруднялись поставить перед собой такие, на первый взгляд, простые, но, с другой стороны, очень глубокие философские вопросы;

Отмечает обсуждение, которое прошло активно и показало, что тема о сущности и назначении человека в этом мире вечно волновала умы человечества, что она очень актуальна и в наши дни;

Вопросы, поставленные в тесте, помогут ребятам задуматься о самом себе и объективно соотнести свои мысли и действия с окружающим миром.

Основной вывод

Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность. Человек задает себе мучительные вопросы: ради чего он живет? Есть ли какой-нибудь смысл в жизни?

В христианстве земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом.

Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни.

Однако человеку нужны духовно-нравственные критерии жизненной позиции. Ему мало просто жить, ему хочется жить «для кого-то» и «во имя чего-то».

Человек живет в обществе среди людей, близких, далеких, и именно в отношениях с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В обществе ему дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, оставить память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, художники, изобретатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна.

Но память о себе оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает.

Человек как личность реализует свой творческий потенциал в своих деяниях. Он продолжает жить в своих детях, внуках, потомках.

Ход классного часа

Кл.рук.: Добрый день коллеги, ребята и уважаемые родители! Я очень благодарна Вам за то, что Вы пришли на наш классный час, отложив свои бесконечные дела. Сегодня мы будем работать в группах. Правила работы те же: не бояться высказывать своё мнение, слушать товарища, с уважением относиться к мнению другого.

Тема нашего классного часа «Быть человеком…». Казалось бы, что здесь не понятного. Даже в словарях написано о том, кто такой человек. К примеру, в толковом словаре Даля сказано, что « Человек – это каждый из людей, высшее из земных созданий, одарённых разумом, свободной волей и словесной речью». Вроде бы всё понятно, но тогда почему же мы часто слышим о ком-то «вот это настоящий человек» или даже «человечище»? А о ком то наоборот «разве это человек, это так…». Что же тогда получается, что есть люди настоящие, а есть ненастоящие? Давайте сейчас постараемся разобраться в этом.

Готовясь к этому классному часу, я просила вас подумать о том, что значит быть человеком и какие качества должен иметь настоящий человек? Сейчас каждая группа получит задания. (Представители от каждой группы получают задания).

Задание 1 группе. Из предложенного списка человеческих качеств выбрать те, которые присущи хорошему человеку.

Задание 2 группе. Из предложенного списка человеческих качеств выбрать те, которые присущи плохому человеку.

Задание 3 группе. Объяснить, как вы понимаете крылатую фразу Пифагора «Статую красит вид, а человека-деяния его»?

Первой отвечает группа 3, потом – группа 2, затем группа1. Каждая из групп вывешивает на доске свои ответы.

А как вы считаете, какое самое главное качество у настоящего человека?
Все мы Божьи творения, а значит, и жить должны по заповедям Божьим. Их всего 10, но святые отцы и сам Иисус Христос говорил о том, что первая заповедь:

« Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня». А вторая: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Выполняй эти 2 заповеди и спасёшься. И спрашивали у него, а кто же он, мой ближний? Иисус отвечал на это притчей. Он часто использовал притчи в своих проповедях, чтобы людям было понятнее. Сейчас я приглашаю вас посмотреть притчу о добром самарянине. (Просмотр притчи).
Что вы поняли, посмотрев эту притчу?

Да, нужно помогать ближнему. Любить всех нам не дано, дано только Богу. Но помочь человеку, который рядом с нами возможно. Главное почувствовать чужую боль, понять, кто нуждается в вашей помощи. Мы с вами провели анкету, в которой был вопрос, как понять, что ваш товарищ страдает. Большинство из вас ответило, что он ни с кем не разговаривает, грустит, обижается, если его пытаются расспросить.
Значит, понять, что человеку плохо можно. Только нужно захотеть, это просто, если быть внимательнее друг к другу.

А сейчас послушайте стихотворение, в котором и выражается вся суть фразы «Быть человеком».

Просто жалеть, если рядом плачут,
Быть справедливым во всем деяньях,
Ближнего разделить страданья.
Быть человеком – значит, быть добрым,
К людям внимательным быть и скромным,
Быть человеком – значит, быть выше,
В слове вернее, в помыслах чище.
Быть поскромнее в своих желаньях,
Помнить хорошее при расставаньях.
Людям дарить уважение, ласку,
А не истерики шок и встряску.
Не пресмыкаться перед сильнейшими,
Не раболепствовать перед умнейшими
Маленький ты или с чинами –
Все перед Богом равны мы с вами.
Злу же на свете нет оправданья:
Сколько приносит оно страданья!
Злом человек оскверняет душу –
Людям такой человек не нужен!
Чтобы не стал ты таким уродом,
Бедным, больным помогай, сиротам,
Слабых не обижай, стариков:
Сам ведь будешь когда – то таков.
Ближних своих не съедай речами –
Как же в этом грешны мы с вами!
Заповеди даны человеку,
Чтоб выполнять их от века до века!
Правы, не правы – Бог нас рассудит,
И по делам нам нашим и будет
Быть человеком – что это значит?
Надо задуматься, иначе…

Если все будут так поступать, то мир вокруг станет лучше.

Я недавно посмотрела фильм “Заплати другому”, он повествует о жизни мальчика, которому в школе дали задание подумать о том, как изменить мир и притворить свою идею в действие. Посмотрите, что придумал герой этого фильма. (Просмотр отрывка из фильма “Заплати другому”, обсуждение).
Чтобы жизнь стала лучше, нужно начать с себя. В анкете был вопрос: “Что вам нужно, чтобы чувствовать себя счастливым?”

23человека ответили, счастливы от того, что у них есть родители, многие-от того, что имеют много друзей, готовых всегда прийти на помощь. Одна девочка ответила, что счастье-это когда близкие люди тебя понимают. Какой глубокий и взрослый ответ. Ведь действительно, трудно быть счастливым, когда тебя не понимают близкие люди.

На вопрос о том, от чего вы получаете настоящее удовольствие,16 человек ответили, что от встречи с родителями, 14-от высокой оценки в школе. А ещё многие- от добрых слов и похвалы. А 2 человека ответили, что получают удовольствие, когда помогают незнакомым людям. Я рада, что в нашем классе есть такие дети, и очень надеюсь на то, что к окончанию школы таких детей будет намного больше.

А сейчас продолжим работать в группах. Каждая группа получает лист с началом рассказа. Нужно его продолжить.

  1. В наш класс пришёл новый мальчик. Почему-то он детям сразу не понравился и все стали его дразнить и обижать. Мне стало жаль новичка и я…
  2. В выходной день я проснулся, когда все ещё спали. И тогда я решил …
  3. На улице была отличная погода и мы с друзьями собирались идти гулять. Я забежал домой, чтобы оставить портфель. Дома была мама, она была очень обеспокоена тем, что скоро к нам должны прийти гости, и она может не успеть всё сделать к их приходу. И тогда я…

Очень часто человек хочет сделать что-то хорошее, но стесняется друзей, ведь сейчас больше в моде плохие поступки, а не хорошие. Очень важно иметь своё мнение и не бояться отстаивать его. Поверьте, к вам обязательно скоро будут прислушиваться.

Мы часто с вами на классных часах говорим о великих людях, героях, которые совершили подвиги, жертвуя своей жизнью на благо других. Больше всего подвигов происходит на войне. Мы знаем случаи, когда солдаты закрывали от пуль своих командиров, взрывали себя гранатой, подпустив поближе врагов, под шквальным огнём выносили с поля боя раненых, рискуя своей жизнью, бросались под танки с гранатой, чтобы остановить врага, закрывали своим телом амбразуру дзота, чтобы уничтожить огневую точку и спасти жизнь своих товарищей.

В мирное время тоже много великих людей, которые рискуя собой, спасают жизни других при пожарах или в воде, сдают свою кровь для помощи больным, жертвуют деньги на строительство больниц и т.п. К нам в школу тоже часто обращаются люди с просьбой о помощи. И многие из вас не отказываются, помогают, чем могут.

Только не нужно ждать, что нуждающиеся в помощи будут вас искать. Ищите возможность сделать что-то хорошее сами. Спешите делать добро. Я думаю, что уже у каждого появилась идея, что хорошего я смогу сделать уже сегодня.

Мы с вами недавно вырезали из цветной бумаги копии ваших ладошек. Давайте сейчас каждый напишет на своей то доброе дело, которое вы хотите сделать прямо сегодня.

Для многих людей жизнь кажется серого или даже чёрного цвета. Давайте же своими руками и своими добрыми делами изменим жизнь к лучшему. Подойдите к доске и приклейте свои “ручки” на этот чёрный лист ватмана. Посмотрите, как он изменился, так же изменится и жизнь вокруг вас, если вы будете делать добрые дела.

(Дети приклеивают свои “ладошки” под музыку “Спешите делать добрые дела”).

А теперь давайте подведём итоги нашего классного часа. Что вы поняли, какие выводы для себя вы сделали? Благодарим наших гостей за то, что нашли время прийти к нам в гости.

Елена Николаевна Семёнова

«Быть человеком…»

Классный час - практикум

Семёнова Елена Николаевна,

МБОУ «Чихачёвская средняя школа»

Бежаницкого района,

Псковской области

Цели : стимулировать у детей стремление к самовоспитанию, способствовать развитию у них чувства ответственности за свои поступки.

Участники: - 5-7 классы,

Классные руководители 5-7кл

Представители родительского комитета классов;

Подготовительная работа

Формирование четырёх групп для выработки семи заветных желаний и представлений их в виде «цветика - семицветика».

Подготовка учащимися рассказов о людях, достойных уважения.

Анкетирование учащихся на тему « Какое качество в человеке я бы поставил на первое место?».

«Орден доброты» по числу уч-ся классов

Благодарственные письма работникам школы от лица учащихся

Песня «Если добрый ты» (караоке)

Компьютер, мультимедийный проектор

Букеты цветов для родителей и педагогов

Сценарий - примерный текст для выступления учащихся

Оформление помещения

- плакат с названием классного часа;

Четыре красочных цветика-семицветика с заветными желаниями;

Портреты, фотографии людей, жизнь которых может служить примером для других (исторические деятели, родители, знакомые,друзья, работники школы и т. д.)

Ход мероприятия

Вступительная часть

Учитель сообщает тему, цели мероприятия, представляет гостей. (Начало показа презентации по теме)

Основная часть.

Ученик. Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?

Ученик. Я думаю, сила и смелость. Ведь сильный человек может сделать всё, что захочет.

Ученик. Нет, мне кажется, что главное для человека - быть умным. Умный человек сумеет избежать неприятности, все точно рассчитать.

Ученик. А я думаю, не достаточно быть просто умным, ещё надо быть образованным, много знать, иначе даже самый умный человек ничего в жизни не добьётся.

Ученик. Мне бы хотелось, чтобы все люди были добрыми и помогали друг другу.

Ученик . Я считаю, что главное в жизни - быть Человеком.

Ученик . Как это? Ведь мы и так все люди. Мы уже ими родились. Над твоими словами надо подумать!

Ученик -Жизнь наша, как сама природа не проста:

С жестокостью соседствует в ней доброта,

Сраженье мудрость с глупостью ведёт,

Отвага рядом с трусостью идёт.

А справедливости стрела

С пороком счёты так и не свела,

За трудолюбием, как тень,

Из века в век крадётся лень.

От легкомыслия страдает постоянство,

А трезвости всегда мешает пьянство.

Ученик

Всё в жизни так переплелось,

Что мудреца ещё такого не нашлось,

Который разобраться бы сумел,

Кто не подкупен и душою смел,

А кто за спины прятаться привык

И до поры скрывает истинный свой лик.

Ученик

Не зря пословица гласит,

Что жизнь прожить- не поле перейти:

Она не мало трудностей таит,

И место в ней своё найти

Бывает человеку не легко.

Ученик

Хотя у всех живущих на планете,

Стремленье к этому так велико,

Что через множество столетий

Далёких предков размышленья

Стучатся к нам в сердца сейчас.

Их мысли и сомненья

И нас тревожили не раз.

Ученик

Ведь так не просто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой,

Отвагу или лесть?

Ученик

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительный искал.

Как путник, изнывающий от жажды,

Мечтает к роднику припасть,

Так человек стремиться поскорей

С души привычки сбросить власть,

Стать справедливей и мудрей.

Мудрец (Ученик, в уборе великого учёного, поучительно)

И, наконец, понять,

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

Учитель. Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, каков смысл его жизни, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь что- то в ней изменить, сделать её лучше. Что значит Человек? Лишь частичка Вселенной? Или от него зависит что- то?

Сегодня на нашем классном часе мы тоже поразмышляем над тем, что значит быть Человеком? Конечно, за один урок решить эту сложную философскую проблему нам не под силу. Да мы и не ставим подобной цели. Наша задача состоит в том, чтобы задуматься, какие мы есть сегодня, всегда ли поступаем так, как подсказывает нам сердце. А задумываться над этим нужно как можно чаще. У вас мало свободного времени: уроки, кружки, спортивные секции, телевизор, улица… вам кажется, что всё ещё впереди, ещё всё успеете потом. Но потом иногда бывает уже слишком поздно.

Ученик

Мы все спешим куда- то,

Откладывая встречи и добрые дела,

Не замечая ни восхода, ни заката,

А время мчится, как стрела,

Отправленная к цели, умелою рукой.

Казалось, только что мели метели,

Но вот уже сменились ливнями весной.

А мы твердим: потом, потом…

Как будто вечность впереди!

И так проходит день за днем,

Но милости от времени не жди!

На добрые дела

Не следует скупиться,

Чтоб в мире стало меньше зла.

И с радостью любой мог подружиться.

Учитель. Мы живём сейчас в очень не простое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять.

А что говорить о вас, только ещё вступающих в жизнь?! Ведь е даром так высок уровень преступности среди молодёжи: многим хочется иметь немедленно всё, что навязчиво рекламируется с экранов телевизоров, но они забывают о том, что даром ничего не даётся, и надо не мало потрудиться, чтобы чего- то в жизни добиться.

В нашем обществе в результате произошедших в нем перемен появилось не мало людей, которые возвели в культ деньги и силу, считая, что с их помощью можно делать безнаказанно всё: творить беззакония, унижать слабых и беззащитных. Эта чудовищная идея страшна тем, что растлевает молодые, неокрепшие души, толкая поверивших в неё, на путь преступления.

(Выходят учащиеся, переодетые в деньги: рубли, доллары)

Ученик

Правим миром мы единолично,

Ведь наша власть над человеком безгранична.

От денег все зависят люди

Так было, есть и будет.

И в рабство к нам безвольно

Стремятся люди добровольно.

Ученик

Готовы душу дьяволу продать

За то, чтоб только нами обладать.

Но как же ошибаются они:

Их действия сродни

Полёту мотылька,

Которого, как будто бы, коварная рука

Влечёт в ночи

На пламя яркое свечи.

Ученик

Как крылья мотылёк тот обжигает,

Так незаметно попадает

В плен алчности и человек.

И даже волнам полноводных рек

Не утолить той жажды,

Что деньги в нем зажгли однажды.

Ученик

И с каждым днём

Сжигаемые жадности огнём

Растут тех пленников ряды.

Как свет неведомой звезды,

Людей чарует звон монет,

И ничего для них святого нет.

Мудрец(Ученик, в уборе великого учёного, поучительно)

Но в мире ценности другие есть,

Вмешалась красота.

Достоинство, отвага, честь

И светлая мечта.

А разве деньги могут заменить

Сочувствие и понимание?

Нельзя на них купить

Таланта и призванья.

Ученик

Когда же ты с деньгами дружен,

То никакой талант тебе не нужен.

Ученик

Но как же объяснить тогда,

Что люди жертвуют собой?

И не пугает их нужда,

Когда сражаются с судьбой,

С несправедливостью или враждой.

С жестокостью ведут нелёгкий бой,

Чтобы на свете человечность победила?

Ученик

Сменяется за веком век,

Но будет вечен человек,

Дающий жизнь планете,

За все считающий себя в ответе,

Не ждущий ни славы, ни наград,

И не боящийся преград.

Ученик

А недовольство же его собою

Сильней стремления к покою.

Бесспорно, никому без денег не прожить,

Не человечность истребить

Им в людях не дано,

Иначе человечество погибло бы давно.

Учитель.- Подтверждением мысли, прозвучавшей в последних строках стихотворения, являются результаты анкетирования на тему « Какое качество в человеке я поставил бы на первое место?» большинство из вас на первое место поставило бы доброту. (На доску слова, объясняющие самые главные качества человека)

И это замечательно, потому что:

Ученик

Я доброту считаю

Всех благ земных дороже.

Ведь без неё, я знаю,

Никто прожить не может

8-ой чтец

Она, как солнце, освещает

Путь человека непростой.

И в миг суровый помогает

Ему не отступить перед бедой.

Ученик

Как дерево, лишенное корней,

Без доброты погибнет человек.

Таятся силы жизни в ней,

А без неё остановился б жизни бег.

Учитель:

Уважаемые ребята, педагоги, родители, выразите своё мнение по теме легко ли быть добрым? (ответы присутствующих)

Учитель:

Действительно, быть добрым одновременно и легко, и совсем не просто. Вспомните, всегда ли вы добры с родными: мамой, бабушкой, сестрёнкой? К сожалению, нет. Вы полагаете, что всё успеете наверстать, когда вырастите. Но это не так. Да и в классе очень часто по отношению друг к другу вы проявляете жестокость, забывая, что вы все очень разные, и у каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Если кому- нибудь в другом что- то не нравится, нельзя открыто проявлять к нему неприязнь, потому что человек будет чувствовать себя одиноким, отверженным.

Мудрец: (Ученик, в уборе великого учёного, поучительно)

Чтобы быть по- настоящему добрыми великодушным, надо помнить одно простое правило: не делай другому того, что будет неприятно тебе.

(ученики срывают с себя костюмы денег)

Ученик:

Надо помнить всегда,

Как душа человека ранима,

И порой к ней беда

Руки тянет незримо.

Чтоб её отвести,

Надо щедрым, как солнце, быть.

Радость людям нести,

Только так надо жить!

Ученик:

Пусть правит миром доброта,

Жестокость же исчезнет, словно сон.

А рядом с ней живёт пусть красота,

Как самый главный человеческий закон.

Учитель. Готовясь к классному часу, вы должны были представить себе, что произошло чудо, и в руках у вас оказался волшебный цветок- цветик- семицветик. Вы получили возможность загадать семь своих самых заветных желаний. Сейчас послушаем, каковы ваши желания. (каждая группа представляет свой цветик- семицветик, объясняя, почему загадали именно эти желания.)

Учитель :- Разные желания были загаданы вами, но все вы хотите, чтобы на земле прекратились войны. Действительно, война- самое страшное, самое бесчеловечное явление нашей жизни. В одно мгновение рушиться всё, что создавалось руками человека в течение длительного времени, и долг каждого из нас- внести свой посильный вклад в сохранение мира.

Ученик:

Как тревожно в мире стало,

Словно туча черная нависла над Землёй.

Задуматься об этом всем пора настала:

Вновь силы зла грозят войной,

Способной всё живое погубить

И погасить навеки солнце наше.

И надо ту беду предотвратить,

Чей лик, как смерть, зловещ и страшен.

Учитель. - Бесспорно, борьба за мир- это проявление высшей доброты. Без мира люди не могут быть счастливы. Не случайно вторым вашим общим желанием стало желание, чтобы все люди стали добрыми. Ведь тогда и войны бы прекратились.

Отрадно, что вы хотите видеть окружающих здоровыми, сочувствуете бездомным людям, мечтаете, чтобы сироты обрели новые семьи. Вам хочется, чтобы все имели работу и честно трудились. К сожалению, некоторым из вас пришлось уже на себе испытать последствия безработицы родителей. Радует и то, что вы хотите лучше учиться, понимая, что в наш век без знаний не обойтись. Вы также мечтаете избавить человечество от наркомании, пьянства и преступности.

Ваши желания свидетельствуют о том, что вы задумываетесь над тем, что происходит вокруг. А если задумываетесь, значит, в будущем постараетесь жить так, чтобы не делать несчастными людей, находящихся рядом с вами. Вы стремитесь к тому, чтобы о вас говорили: «это хороший человек!»

Какого же человека можно назвать хорошим? И кого из нашей школы можно отнести к таковым?

(Дети перечисляют фамилии, имена,отчества людей которые заслуживают внимание за свой труд, за отношение к людям )

Учитель. - Итак, по вашим представлениям, хороший человек- это человек добрый, трудолюбивый, жизнерадостный, умеющий прощать другим их слабости, стремящийся к знаниям, заботящийся о родных и близких, борющийся за мир, бескорыстно помогающий всем, кто нуждается в его помощи.

Конечно, идеальных людей нет. В каждом человеке постоянно борются разные чувства, но надо, чтобы добрые всегда побеждали.

А сейчас слово предоставляется родителям.

(
Учащиеся дарят родителям и педагогам цветы)

(Выходят все участники мероприятия, читая по строчке,)

Надо радость друг другу дарить,

Чтобы дни наши стали светлее

Без неё, как без солнца, нельзя нам прожить,

Даже в лютый мороз с нею людям теплее.

В каждом доме пусть радость живёт,

Словно песня, стучится в сердца.

Если смех на земле не умрёт,

Значит, жизни не будет конца.

(Исполняется песня о доброте «Если добрый ты»)

-1-й ученик. Как вы думаете, ребята, так что же для человека в жизни самое главное?

(Присутствующие перечисляют качества человека, о которых шла речь, и выделяют самые важные)

-Учитель :- Давайте ещё раз назовём имена тех, кто в нашей школе заслужил великое звание «Человек» и кому мы адресуем благодарственные письма за труд

-Учитель: - Слово предоставляется педагогам-гостям мероприятия.

(
Педагоги читают стихотворение «Быть человеком», текст которого раздаётся всем присутствующим)

Быть человеком - что это значит?

Просто жалеть, если рядом плачут,

Быть справедливым во всех деяньях,

Ближнего разделять страданья.

Быть человеком - значить быть добрым,

К людям внимательным быть, выше,

В слове вернее, в помыслах чище.

Будь поскромнее в своих желаньях,

Помни хорошее в расставаньях.

Людям дари уважение, ласку,

А не истерики, шок и встряску.

Не пресмыкайся перед сильнейшим,

Не раболепствуй перед умнейшим.

Маленький ты или с чинами-

Все перед богом равны мы с вами.

Злу же на свете нет оправданья:

Сколько оно приносит страданья!

Злом человек оскверняет душу-

Людям такой человек не нужен!

Чтобы не стал ты таким уродом,

Бедным, больным помогай, сиротам.

Слабых не обижай, стариков:

Сам ведь будешь когда-то таков.

Ближних своих не съедай речами-

Как же в этом грешны мы с вами!

Заповеди даны человеку,

Чтоб выполнять их от века к веку.

Правы, не правы Бог вас рассудит,

И по делам вам вашим будет.

Быть человеком - Что это значит?

Многим задуматься, не иначе…

Заключение

Ведущий учитель просит ответить присутствующих на вопросы анкеты, составленной на основе материалов из сборников Е.Н.Степанова.

Учитель:

- Дорогие ребята, каждому из вас я хочу на прощанье вручить орден (изображение счастливого детского лица на фоне солнца)- символ доброты, тепла и заботы.

Пусть он согревает ваше сердце всегда.!

А теперь вручите подарки гостям нашего классного часа и разнесите благодарности работникам школы.(поварам,техничкам,буфетчице,завхозу, шофёру школьного автобуса, директору, первой учительнице)

(На фоне песни «Если добрый ты..» заканчивается классный час)

Используемая литература

Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина «Педагогу о современных подходах и концепциях

воспитания» М.: ТЦ Сфера, 2003

«Калейдоскоп родительских собраний» Выпуск №2, //Под ред. Е.Н.Степанова -

М.: ТЦ Сфера, 2001.

«Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации // Под ред. Е.Н.Степанова - М.: ТЦ Сфера, 2005

« Воспитание школьников» Научно - методический журнал № 4 , 2003, № 2,2006,

Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойный Человека, и его формирование у школьника. Смоленск, 1995.

Воспитательные задачи : расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

Ход классного часа

I. Вводное слово.

Учитель. Мы живем среди людей, и каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Нужно помнить, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Сейчас вам будет предложена сценка «Игорь на дне рождения».

(По возможности сценку могут разыграть заранее подготовленные ученики.) Вам необходимо подметить все ошибки поведения Игоря, которые он будет допускать. У вас есть листки и ручки, вы можете делать записи. Итак начинаем.

II. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

Ситуация 1.

Ведущий. Игорь был приглашен на день рождения, он торопился, так как знал, что опаздывать нехорошо. К двери он подошел до назначенного времени за 10 минут.

Сценка: Игорь сильно стучит в дверь. Открывает хозяйка.

Игорь (громко). Здравствуйте! (Перешагнув порог, наступил хозяйке на ногу.) Извините. Поздравляю с днем рождения! (Протягивает завернутый подарок и облегченно вздыхает. Раздевается. Сначала снял пальто, потом шапку.)

Хозяйка. Проходите.

Хозяйка идет на кухню, Игорь идет за ней и рассказывает.

Игорь. А вы знаете, я сейчас заходил в магазин... (Дает советы хозяйке.) Хлеб надо резать тоненькими ломтиками, а селедку надо украшать зеленым луком.

Хозяйка и Игорь садятся за стол. Игорь сел, расстелил салфетку на коленях, нож взял в правую руку, а вилку - в левую, но, перекладывая вилку в другую руку, он уронил нож и тут же извинился.

Хозяйка. Ничего, не стоит беспокоиться.

Игорь (обращаясь к хозяйке). Все было вкусно, но моя мама готовит лучше.

Все улыбнулись, а Игорь начал рассказывать разные истории. Хлеб брал вилкой, сначала угощал всех, потом брал себе. Каждое блюдо не доедал. Насытившись, отодвинул от себя тарелку.

Игорь. Ух, сыт. (Встает и выходит из-за стола.)

Учитель. Итак, выясним, сколько и какие ошибки сделал Игорь. Начинаем по порядку сценки. (Один ученик отмечает на доске.)

1. Его приход | | | | | |

2. На кухне | | |

3. За столом 10

________________________

ВСЕГО: 21. (Учащиеся принимают участие в обсуждении.)

Анализ ситуации.

Ведущий. Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина со свечой в руке, чтобы освещать путь даме.

Учитель . В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала, но правило все-таки осталось. Почему? Может быть, ему пора отмереть?

Идет обсуждение.

Ведущий . Вывод: при соблюдении этого правила можно оказать помощь своей спутнице.

Ситуация 2.

Ведущий. Вы все знаете, что рукопожатие возникло в середине века, когда рыцари при встрече, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и протягивали руку вперед, обнажая ладонь. Тем самым они показывали, что там нет оружия.

По той же самой причине они снимали при встрече головной убор. Дама никогда не была рыцарем, поэтому к ней эти правила не имели никакого отношения. Однако на сегодня мы замечаем, что это правило начинает относиться и к женщинам. Мужчины при рукопожатии снимают перчатку и не снимают лишь ту, которая тонкая, плотно облегает руку. Снимают и головной убор, если снимается верхняя одежда.

Учитель . Как вы объясните наличие таких правил? Есть ли в них какой-то смысл?

Ученики вступают в беседу.

Ведущий . Вывод: этическо-гигиенический смысл: мальчики сначала снимают головной убор, потом пальто. Девочки - сначала снимают пальто, потом головной убор.

Ситуация 3.

Учитель . И все-таки порою кажется, что люди слепо соблюдают правила, заучивая их как традиции.

Ведущий . Например, есть правила обращения с приборами за столом. Если ты во время еды за столом перестал пользоваться приборами, ты можешь сложить их параллельно, но не на тарелку (демонстрация). А если ты уже поел и сыт, то положи приборы на тарелку крест накрест (демонстрация). На первый взгляд, это правило настолько условно и традиционно, что хочется от него отказаться.

Учитель . Каково ваше мнение?

Идет обсуждение.

Ведущий. Вывод: правило обращения с приборами всем известно, оно нужно, так как освобождает от неудобных и излишних ситуаций: уговариваний, угощений, закармливания и т. п. Приборы в таком положении на тарелке находятся устойчиво. Итак, в каждом правиле поведения есть свой смысл.

Учитель . Но тогда возникает вопрос: можно ли запомнить все эти правила? Ведь их очень много, а жизненных ситуаций еще больше. Как же быть: учить наизусть, записывать в дневник и каждый раз сверяться, правильно ты поступил?

Идет обсуждение.

Ведущий . Вывод:

1) надо не забывать, что вокруг тебя люди, которым нельзя мешать;

2) надо стараться оказывать помощь окружающим людям;

3) надо стараться не портить им настроение и самочувствие.

Совершенно правильно, давайте теперь эти выводы проверим на следующих жизненных ситуациях.

Ситуация 4 . Девочка пьет чай и размешивает чай не касаясь стенок. Почему?

Идет обсуждение.

Вывод: чтобы не мешать окружающим.

Ситуация 5 . Гости приносят подарки имениннику в развернутом виде. Как поступить имениннику? Всех благодарить, хотя, может быть, вещь не нравится? Да, он благодарит. Почему?

Идет обсуждение.

Вывод: гости хотели сделать приятное и именинник не должен огорчать их.

Ситуация 6 . Прохожий обронил какой-то предмет. Кто ближе, тот поднимает. Зачем существует такое правило?

Идет обсуждение.

Вывод: помочь человеку. Не известно, может ли он нагнуться, да и заметил ли он?

Ситуация 7 . В транспорте сидит ученик. Входит девочка, а) Он встает, говорит: «Садитесь пожалуйста», в ответ: «Спасибо»; б) он встает, уступив ей место незаметно. Какое из этих решений вам больше нравится?

Идет обсуждение.

Вывод: второе, чтобы вежливость не была добродетельной.

III. Обобщение.

Учитель . Повторим общие правила:

Не мешать окружающим людям.

Быть приятным окружающим людям.

Не докучать им своим навязчивым вниманием.

Помогать окружающим.

И не надо их заучивать наизусть.

просмотров