Молодежь в современном обществе кратко. Понятие молодежи в современном обществе. Вопросы и задания

Молодежь в современном обществе кратко. Понятие молодежи в современном обществе. Вопросы и задания

Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.

Молодежь в современном обществе

С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.

Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.

Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.

Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.

Молодежь как социальная группа

Зачастую под понятием «молодежь» подразумевают большую социальную группы, которая состоит из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста могут быть подвижными: так в развитых странах в молодежную группу входят люди в возрасте 14-30 лет.

На эту социальную группу оказывают влияние такие социальные институты как школа, ВУЗ, семья, трудовой коллектив, стихийные группы и средства массовой информации.

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая семена социальной роли происходит в момент окончания школы: школьник приобретает статус студента.

Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (дочь, сын сестра, брат). В дальнейшим при их сохранений, в юношеском возрасте приобретается статус работник.

Как показывает статистика, на сегодняшний день многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента. Это является причиной нестабильной экономической ситуации.

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.

Молодежная субкультура – широкое понятие, которое включает в себя множество культур, имеющих собственную систему ценностей манеры поведения. Молодежные субкультуры формируются под воздействием социально-экономических изменений.

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи - 14-16 лет, высшая - 25-35 лет. Сегодня молодёжь Российской Федерации - это 39,6 миллионов молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет. Сегодня социологи, экономисты пришли к единому мнению, что стержень современного социально-экономического развития российского общества состоит в том, что исходной и конечной инстанцией общественного богатства и прогресса является накапливаемый поколениями уровень общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности и ответственности молодежи. Для социального развития России огромное значение имеет то, что российская молодежь - это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, усиленное воображение, стремление к фантазии, раскованность, острая память, игра ума и т. п.). В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических гипотез, максимально работоспособен. Поэтому с молодежью во многом связан прогресс современной науки. Молодость открыта учению, причем в его высшей форме, каковой является овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники; труду интеллектуальному, в процессе которого усвоенные умения и навыки, развившиеся способности получают не, только осуществление, но и дальнейшее развитие - творчески совершенствуются. Возраст сегодня является научно-технической категорией. Молодежь выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Во-первых, молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несет функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества. Во-вторых, как и любая социальная группа, молодежь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества. В-третьих, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодежь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации. В-четвертых, с одной стороны, молодежь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения. В-пятых, молодежь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряженности

2 Seyssel C. de. La Monarchie de France. P., 1961. P. 113.

4 См.: KeohaneN. Philosophy and state in France. Princeton, 1980. Р. 11.

5 См.: Church W. Constitutional thought in Sixteenth Century France. Cambridge, 1941 ; Franklin J. Constitutionalism in the sixteenth century: Protestant Monarchom-achs // Political Theory and Social Change. N.Y., 1967 ; Reynolds B. Proponents of limited Monarchy in sixteenth century France // Studies in history, economics and politic law. L., 1931. № 334. Р. 6, 16, 18.

6 L "HospitalM. de. Harangue du Chancilier M. de L"Hospital sur le budget du XVI siècle dans l"assemblee des Estats Generaux. P., 1829. P. 6.

7 Pasquier E. Les Recherches de la France. P., 1643. P. 65.

8 Pasquier E. Les letters: in 82 vol. P., 1619. Vol. I-II. P. 525.

10 Pasquier E. Les Recherches de la France. P. 182.

11 Pasquier E. Les letters. P. 82.

12 Pasquier E. Le Pourparler du Prince // Pasquier E. Les Recherches de la France. P. 353.

трансформация роли молодежи в современном обществе

Е. В. Сайганова

Саратовский государственный университет E-mail: saiganovaev@yandex.ru

в статье рассматриваются особенности молодежи как специфической социально-демографической группы, роль молодежи как объекта и субъекта общественных преобразований в условиях актуализации целенаправленной государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, общество, социальная структура общества, государственная молодежная политика.

Transformation of the Role of Youth in Contemporary society

^е article discusses the features of youth as a specific socio-demographic groups, the role of youth as both object and subject of social transformation in the rush of targeted state youth policy. Key words: youth, society, social structure of society, state youth policy.

В современном обществе молодая генерация играет значительную роль в социально-демографическом, экономическом, политическом и культурном аспектах жизни. «Современное общество должно открыть молодежь как объект истории, как исключительно важный фактор изменений, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи

13 Cm.: Pasquier E. Les letters.

14 Hotman F. Francogallia. Cambridge, 1972. P. 1000.

15 Ibid. P. 816.

16 Ibid. P. 154.

17 Ibid. P. 466.

18 Ibid. P. 459.

19 Ibid. P. 154.

20 Cm.: Hotman F. De jure successionis regiae in regno Francorum. S.L., 1588.

21 Ibid. P. 342.

22 Du droit des magistrarts sur ses sujets. S.L., 1575. P. 234.

23 Du puissance legitime du prince sur le peuple et le peuple sur le prince. S.l., 1581. P. 236.

24 Ibid. P. 234.

25 Ibid. P. 394.

26 Ibid. P. 228.

27 Ibid. P. 184.

28 Boucher J. De justa Henrici tertii abdicatione et francorum regno libri quattuor. Parisius, 1589. P. 12.

в социальных процессах, без переворота в сознании по поводу ее феномена человечество не сможет быстро прорваться к новым высотам цивилизации»1.

Не углубляясь в историю возникновения термина «молодежь», отметим, что его появление было обусловлено научно-технической революцией, усложнением производственных процессов, а также необходимостью выделения определенного периода жизни человека для обучения и определялось как переходная стадия -«молодость».

Необходимо понимать, что дать четкое определение понятия «молодежь» достаточно сложно, все зависит от научного подхода к данной категории. Простейшим из них является использование возрастных признаков в качестве главного параметра, характеризующего молодежь как определенную социально-демографическую группу. Распространен подход, который рассматривает молодежь как специфическое сообщество, которое находится в процессе перехода от социальной роли ребенка к миру взрослых и переживает важный этап семейной и внесемейной социализации и адаптации, интернационализации норм и ценностей, создания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса2.

© Сайганова Е. В., 2015

В современном понимании определяют молодежь как социальную общность, занимающую определенное место в социальной структуре общества и приобретающую социальный статус в различных социальных структурах (социально-классовые, профессионально-трудовые, социально-политические и т. д.), имеющую общие проблемы, социальные потребности и интересы, особенности жизнедеятельности и т. д.3

По поводу особенностей феномена «молодежь» есть много разных суждений, точек зрения и аргументов, в первую очередь, когда речь заходит о возрастных рамках. Дискуссионным до сих пор является вопрос возрастной периодизации молодежи, ведь это не просто предмет теоретического научного спора. Практическая значимость этого вопроса для правительств в каждой стране обусловлена, в частности, необходимостью точных расчетов численности населения, на которое распространяются «молодежные льготы», надбавки, кредиты и т. д. Возрастные границы определяют также и масштаб программ и планов относительно поддержки и развития молодежи, денежных и материально-технических средств для реализации молодежной политики. Чем шире промежуток между нижней и верхней границей, тем большее количество молодых граждан находится в поле зрения политики государства, т. е. тем дороже обходится молодежь для страны.

Проблема определения возрастных границ молодежи не только не упрощается, а, наоборот, даже усложняется. Это связано с тем, что, с одной стороны, процесс акселерации существенно ускорил физическое и, в частности, половое созревание детей и подростков, которое традиционно считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой и общественно-политической деятельности, в которой принимает участие человек, стабилизации се-мейно-бытового статуса вызывает необходимость продолжения общественно необходимого срока подготовки к жизни. Усложнились и сами критерии социальной зрелости.

В частности, верхний предел молодежного возраста, при всей условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создавать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий4.

Однако начало самостоятельной трудовой жизни, завершение образования и получение стабильной профессии, получение политических и гражданских прав, материальная независимость от родителей, вступление в брак и рождение первого ребенка - все эти события, дающие в своей совокупности человеку чувство взрослости и соответствующий социальный статус, приходят не одновременно. А сама их последовательность и символическое значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях, в разных странах.

Традиционно считалось, что границы молодежного возраста - от 16 до 30 лет. Современные исследователи доказывают: принятые в 1960-1970-е гг. границы понятия «молодые» уже не отражают реальных социальных процессов, происходящих в обществе, и должны быть расширены до 35 лет.

Возрастные, психофизические качества молодежи в значительной мере определяют сходство молодых поколений разных времен. Но все же молодые поколения разных эпох формируются под влиянием соответствующих социально-экономических, культурных, исторических и других факторов5.

Современные общественные трансформации отражают объективную необходимость рассматривать молодежь как неотъемлемую часть социальной системы, которая выполняет особую роль в процессе развития человечества. Участие молодого поколения в социальном конструировании реальности осуществляется с помощью важнейших функций: воспроизводящей, трансляционной, инновационной, интеграционной, функции социализации.

Функция социализации означает, что молодежь в своем социальном развитии проходит включение в общество, его социальную структуру, т. е. социализируется.

Воспроизводящая функция предполагает постоянное воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Молодежь осуществляет также и трансляционную функцию, т. е. усваивает, передает, распространяет знания, достижения и опыт предыдущих поколений, способствуя социальному прогрессу. При этом важной функцией молодежи является трансляция из прошлого в будущее культурного и исторического наследия всего человечества в условиях естественного развития социальной системы.

Чтобы пойти дальше своих предшественников, молодежь должна быть готова к воспроизведению, развитию не просто материальных, но и духовных богатств, культуры своей нации, народа. Одновременно молодые люди превращают этот опыт, вносят в него новые особенности, которые не существовали ранее, а возникли в изменившихся социально-экономических, политических, социокультурных условиях, т. е. осуществляют инновационную функцию. От уровня социального развития молодежи как продукта самого общества зависит, будет ли это простое или расширенное воспроизводство, что, в свою очередь, в решающей степени зависит от взглядов общества на молодежь. Именно эти различия молодежи (прежде всего положительный характер) являются залогом прогрессивного развития человечества.

Таким образом, роль и значение молодежи в обществе обусловлены следующими объективными обстоятельствами:

Научный отдел

Молодежь является большой социально-демографической группой (в отдельных странах она составляет до половины всего населения), которая занимает значительное место в производстве и выступает основным источником пополнения трудовых ресурсов;

Молодежь - основной носитель интеллектуального и физического потенциала общества, имеет большие способности к труду, творчеству, продуктивной деятельности во всех сферах человеческой жизни;

Молодежь имеет большую социальную и профессиональную перспективу, она способна быстрее других социальных групп общества овладевать новыми знаниями, профессиями и специальностями;

Молодежь является не просто субъектом -наследником материальных и духовных богатств общества, но и творцом новых, более прогрессивных и демократических общественных отношений;

Молодежь объективно восприимчива к новациям, овладевает основами знаний и, переступая через значительно устаревшие и уже ненужные пласты, делает это на объективно высоком уровне, в отличие от старших поколений, что, безусловно, открывает простор для прогрессивного развития общества в целом.

Все это в совокупности, с одной стороны, отличает молодежь от других возрастных и социальных групп общества, а с другой, позволяет ей объективно занимать довольно своеобразное место во всех сферах жизнедеятельности общества.

Оценка роли молодежи в процессе смены поколений должна осуществляться с учетом: общесоциологического закона изменения и преемственности поколений в обществе; социальной дифференциации молодежи; исторического подхода к анализу проблем молодежи и молодежного движения; осознания молодежи как объекта социального воздействия и субъекта социальной деятельности. Общество и государство обязаны учитывать это и, исходя из таких закономерностей, формировать и реализовывать политику в отношении молодежи6.

С учетом того, что молодежь как органическая часть общества представляет собой открытую социальную систему, которая включена в разнообразные взаимосвязи и взаимодействия, которые существуют в обществе, принципиальным при рассмотрении ее роли является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных отношений.

Особенности современного положения молодежи заключаются в том, что она выступает, прежде всего, как субъект общественного производства и общественной жизни, который находится вместе с тем в процессе своего становления. Вступая в жизнь, молодой человек является объектом воздействия социальных условий, се-

мьи, институтов образования, а позже, в процессе взросления и перехода в более зрелые фазы развития, начинает сам существенно влиять на общество. Иными словами, молодежь выступает субъектом, когда влияет на общество, отдавая свой потенциал, вместе с тем она является объектом, поскольку на нее направлено общественное влияние с целью ее развития.

Своеобразие молодежи как социальной группы заключается в том, что она постоянно находится в состоянии перехода от свойства быть объектом общественного воздействия к преобладающему свойству быть субъектом социально-преобразующей деятельности. В этом и есть социальный смысл «взросления» молодежи. Достижение молодежью возраста, когда она начинает полностью владеть всей совокупностью и уровнем социальных связей и отношений, присущих данному обществу, означает, что она стала полновластным субъектом и объектом общественного движения.

Таким образом, сущностью молодежи и проявлением ее главного социального качества является мера достижения ею социальной субъектно-сти, степень усвоения общественных отношений и инновационной деятельности.

Современная молодежь находится в специфической исторической ситуации, когда процесс социализации происходит не на основе унаследованных материальных и духовных ценностей, а, наоборот, требует активного участия самой молодежи в выработке этих ценностей, причем самостоятельно, нередко в столкновении с мотивационными ценностями старших поколений. Молодежь вступает в жизнь в условиях функционирования уже имеющихся в обществе социальных институтов и структур, что далеко не всегда соответствуют ее интересам и потребностям. Естественно, что в процессе социализации молодые люди сталкиваются с серьезными проблемами, так как у них нет ни достаточного уровня образования, ни профессиональных навыков, ни того социального опыта, что имеет старшее поколение.

Напряжение между молодым человеком и обществом делает возможным конфликт между индивидуальностью и существующим социальным строем. Учитывая, что для внутреннего мира молодого человека присуща амбивалентность, т. е. двойственность, противоречивость чувств и эмоций, эта амбивалентность может одинаково последовательно привести к различным формам поведения, выражающимся как в социальных инновациях, так и в социальном протесте, девиациях.

Необходимо отметить, что социально-экономические преобразования, развитие гражданского общества в РФ значительно повлияли на ход социального становления молодых граждан. Российское общество на современном этапе оказалось совсем не готовым осмыслить сущность

Социология

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 1

происходящих трансформаций, не выработало механизма мягкого согласования интересов молодежи с другими группами общества, не создало системы социализации молодежи, которая исходила бы из адекватного соотношения между воспитательным воздействием старших поколений и реальным молодежным самоуправлением. В этих условиях возникает необходимость выработки совершенно новых механизмов обеспечения взаимоотношений между обществом и новыми поколениями.

Сейчас речь должна идти о переосмыслении роли молодежи в историческом процессе и процессах национального развития, о преодолении потребительского отношения к ней со стороны общества и его социальных институтов7.

Ранее процесс социализации молодежи трактовался упрощенно - как одностороннее усвоение опыта, идей, ориентаций старшего поколения и общества в целом, считалось, что молодежь способна только на воспроизведение существующих общественных отношений, а не на творчество и новации. Однако социализация является двусторонним процессом и результатом встречной активности субъекта и объекта социальной среды. Исходя из этого, необходима смена патерналистской политики государства по отношению к молодежи, что возможно при следующих условиях: отказа от отживших стереотипов и идеологических штампов прошлого, перехода от преимущественно директивно-командной системы политического руководства молодежью к демократической молодежной политике. Такие отношения предполагают «обратную связь» и контроль «снизу»,

учитывающий плюрализм интересов, позиций и мнений в молодежной среде8. Государство уже сегодня должно выработать реалистичную, сбалансированную, взвешенную политику по развитию молодежи как социальной силы, создавать соответствующие условия и гарантии для ее жизненного самоопределения и самореализации, что в конечном счете должно способствовать преодолению противоречий между интересами государства и подрастающего поколения.

Примечания

1 Константиновский Д. Л. [и др.]. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 годы. М. : Ин-т социологии РАН, 2011. С. 6.

2 См.: ЧупровВ. И., ЗубокЮ. А. Социология молодежи: учебник. М. : Норма, ИНФРА-М, 2013. С. 11.

3 См.: ГоршковМ. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М. : ЦСПиМ, 2010. С. 17.

4 См.: ПереверзевМ. П., Калинина З. Н. Экономические основы работы с молодежью: учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2010. С. 192.

5 См.: Константиновский Д. Л. [и др.]. Указ. соч. С. 79.

6 См.: ЛупандинВ. Н. Социология молодежи: учеб. пособие. Орёл: Изд-во Орлов. гос. техн. ун-та, 2011. С. 31.

7 См.: Хайдаров Р. Р., Овчинина Т. Б. Социология молодежи и молодежная политика: учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2009. С. 54.

8 См.: Ховрин А. Ю. Государственная молодежная политика: синтез патернализма и социального партнерства // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 1. С. 134.

удк 316.334.22

проблемы наемного труда в перспективе развития социального государства

а. В. Тавадова

московский государственный университет им. м. в. Ломоносова E-mail: atavadova@gmail.com

в настоящей статье описывается феномен, получивший название «лишние люди». Эта ситуация характеризует состояние современного наемного труда и вместе с тем является сферой, образующей поле действия для социального государства как института, призванного сглаживать дисфункциональные последствия свободной экономики.

Ключевые слова: социальное государство, наемный труд, безработица, формы занятости, социальная защищенность.

The Problems of Wage Labor in the Modern Welfare state

The article considers a phenomenon known as the «superfluous men». This situation characterizes the state of today"s employees and at the

same time is a sphere, forming a field of action for the welfare state as an institution designed to smooth disfunctional consequences of a free economy.

Key words: welfare state, wage labor, unemployment, forms of employment, social security.

Значение сферы трудовых отношений трудно переоценить как для общества в целом, так и для отдельно взятых его представителей. Разделение общественного труда - основа того типа социальной солидарности, которую классик социологической мысли Э. Дюркгейм назвал органической1. Трудовая занятость служит вместе с тем источником стабильного дохода для поддержания качественного уровня жизни трудящегося

© Тавадова А. В., 2015

Достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.

Взросление — это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь ().

Система молодежной политики слагается из трех составляющих:

  • правовых условий реализации молодежной политики (т.е. соответствующей законодательной базы);
  • форм регулирования молодежной политики;
  • информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.

Основными направлениями молодежной политики являются:

  • вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды , организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Урок обществознания в 11 классе

Тема: Молодежь в современном обществе

Цели и задачи: 1) показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации

среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной

молодежной субкультуры;

2) развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам,

делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные

задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло­

жения и понятия социально-гуманитарных наук;

3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности

молодого поколения.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип урока: урок-проблема .

Ход урока

I . Организационный момент

Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Он и все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…(слайд1)

Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э.

Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие?

Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Молодежь в современном обществе».(слайд2)

План уроков

1. Молодежь как социальная группа.

2. Процесс социализации молодежи.

3.Проблемы молодежи.

4.Подведение итогов уроков.

II . Изучение нового материала

1. Молодежь как социальная группа

Понятие «молодежь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодежью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.

В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли, чувства, осознание своей неповторимости.

Обществоведы дают следующее определение молодежи как социальной группы:

Молодежь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от16 до 25 лет(30), особенностей социального положения и определенных социально психологических качеств.(слайд3)

Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития?(слайд4)

Найдите ответ на этот вопрос на с. 125учебника.

(Примерный ответ. 1. - Углубление труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями.

2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже.

3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.)

2. Процесс социализации молодежи

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления?

С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; определите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 13). (слайды 5,6,7,8 )

Вторая группа - образование и профессиональная подготовка

(пункт 3 § 13).

Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 13).

Вопросы для первой группы

1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

2. Какие права и свободы получает молодой человек?

3. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

4. Что означает полная правоспособность?

5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

6. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

7. Легко ли быть молодыми?

Вопросы для второй группы

1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

2. На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?

3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

5. Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

6. Легко ли быть молодым?

Вопросы для третьей группы

1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?

2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.

4. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

5. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

6. Легко ли быть молодым? Слайд9

3.Проблемы молодежи.

Итак, не так уж легко быть молодым..

Урок продолжается с постановки проблемного вопроса: “Легко ли быть молодым?”

Классу предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через две минуты каждая группа защищает свою позицию. Входе обсуждения формируются три группы: одна считает, что молодым быть легко; другая – молодым быть нелегко; третья – молодым быть легко и нелегко. После обсуждения учитель делает вывод о том, что молодым быть легко, но проблематично.

К уроку проводиться социологический опрос среди молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет. Большинство опрошенных считают, что молодым быть легко. А на вопрос: “Есть ли у вас проблемы?”, из сорока опрошенных только десять не имеют проблем. (Данные социологического опроса вывешиваются на доске или выводятся на мультимедийную доску; Кубекова Евг.,Кулманова Гиляна)слайды10,11,12,13.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.(Лиджиева Нюдля,Дорджиева Деля) слайды14

Молодежная субкультура обладает:

Своим языком;

Особой модой;

Искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию субкультуры? (Примерный ответ. Внутренне одиночество. Потребность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от социальной действительности или неприятие ее.)

111 . Итог уроков

Разделитесь на группы. Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

«Яйца курицу не учат» («Родители»);

«Молодо-зелено» («Старшее поколение»);

«Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»);

«Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).

1. Вы должны определить, какой группе соответствует данное

выражение.

В результате образуются четыре группы: «Родители», «Молодежь», «Учителя» и «Старшее поколение».

2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

Изобразить схематично или с помощью рисунка портрет современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для данной социальной группы («родители», «учителя», «старшее поколение», «молодежь»);

Подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в котором указать, чем руководствовались при создании портрета.

Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

нельзя однозначно судить о современной молодежи;

молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

проблема молодежи была актуальна во все времена;

в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

Домашнее задание

Выучите § 13, составить синквейн на тему «Современная молодежь – какая она?»

просмотров